Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Куйвашев обеспечил Фидлера горячей водой
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
четверг, 15 ноября 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
16.04.2010, 13:12

Мы потеряли иммунитет к проблемам и принимаем за великие страдания полную чушь

Российский режиссер об "Утомленных солнцем-2", Союзе кинематографистов и людях будущего
Газета "Известия", Елена Ямпольская
Елена Ямпольская:

17 апреля в Государственном Кремлевском дворце покажут новый фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2: Предстояние". Накануне премьеры режиссер рассказал Елене Ямпольской, как ему воюется на экране и в жизни. Но сначала поделился новостью: "Предстояние" включено в конкурсную программу Каннского кинофестиваля.

- 1994 год, первые "Утомленные...", Гран-при в Канне. Прошло 16 лет - и вот, новая попытка получить "Золотую пальмовую ветвь"

- У меня с Канном особые отношения, и все страдания по поводу этого фестиваля я давно пережил. Другое дело, что участие в конкурсе - хороший стимул для мирового проката. Думаю, больше всех радуется компания Wild Bunch, которая приобрела права на прокат "Утомленных солнцем-2" по миру.

- Можно раскрыть какие-то подробности завтрашней премьеры в Кремле?

- Пять с лишним тысяч зрителей. В фойе установлены экраны, на которых будет демонстрироваться полуторачасовая нарезка о фильме - making of, как это делалось. Премьера назначена на семнадцать ноль-ноль, но люди начнут собираться с трех, с половины четвертого, так что у них будет возможность это увидеть. К пяти часам по Москве "Утомленных солнцем-2" уже посмотрят Дальний Восток, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск... И по мере приближения часа московской премьеры на экранах появятся прямые включения из тех городов, где зрители уже выходят из кинотеатров. Наверху, в фойе бельэтажа, будет стилизована выгородка а-ля довоенный парк культуры - со скамейками, с "Рио-Ритой"...

- Какой экран в Кремлевском дворце?

- Тридцатиметровый, привезенный из Италии.

- Специально для "Утомленных..."?

- Специально для Кремля, но наш фильм будет первым, показанным на новой аппаратуре. Я прошел по всем углам зала - видно и слышно вроде бы везде хорошо.

- Какие высокие гости ожидаются?

- Истеблишмент; от дипломатического корпуса поступило много заявок; приедут наши коллеги, которые участвовали в работе над картиной, - из Чехии, Франции...

- А первые лица?

- Премьер обещал быть, если успеет вернуться со Шпицбергена.

- На какую кассу для "Утомленных..." вы рассчитываете?

- Я ни на какую кассу не рассчитываю. Не в том смысле, что меня это не интересует. Просто есть проекты, которые сегодня не могут гарантировать возврата денег, однако должны делаться.

- "Утомленные..." относятся именно к этой категории?

- Да. Такие картины должны выходить, иначе мы потеряем большой стиль в кинематографе. В России сейчас две тысячи киноэкранов. Когда их будет пять тысяч и билет будет стоить не больше двухсот рублей, такие проекты, как наш, смогут окупаться.

- Существует устойчивое мнение, что публика не любит долгого тяжелого кино. Если длинное - то развлекуха, если тяжелое - максимум полтора часа.

- Ну, во-первых, долгой развлекухи не бывает. Нельзя три часа подряд хохотать... Да, у нас были опасения, что нервное напряжение может привести к усталости, но мы старались компоновать картину так, чтобы периодически возникали отдушины и можно было выдохнуть, улыбнуться. Для прокатчиков картина длиной в три часа - конечно, головная боль, они теряют по два сеанса в день. Но, повторюсь, есть вещи, которые надо делать, - независимо от возникающих проблем.

- Не боитесь, что "сарафанное" радио будет передавать: фильм очень тяжелый, не ходи - наплачешься...

- Но я же не могу сделать начало войны другим?.. Этой картины так долго ждали - я сам ее так долго ждал, мы делали ее в общей сложности почти десять лет, - тешу себя надеждой, что это не может быть впустую. Но не загадываю. Мне дорого, что все члены съемочной группы готовы продолжить работу со мной на таких же крупных проектах. Что актеры, звезды не разбежались после съемок, проклиная день и час нашего знакомства... Молодой оператор Опельянц поднялся в этой картине на совершенно новый уровень, а маститый композитор Артемьев написал одну из лучших своих партитур для кино. Мне все это дорого. Значит, будут и следующие проекты с той же командой - может быть, более успешные, может быть, менее. Главное - нельзя останавливать процесс большого дыхания, большого стиля в русском кино. Нам не помогают сегодня так, как помогало государство Сергею Бондарчуку, Юрию Озерову, когда существовал идеологический заказ. Но мы все равно можем делать - и делаем. Причем все потраченные деньги - на экране. В свете сегодняшних разборок, пресс-конференций Счетной палаты - у нас деньги на экране.

- Когда зритель встречает картину, режиссер с ней прощается. Как вам дается разлука?

- Тяжело. Чувство опустошения пока сильное...

- Но вы ведь монтируете "Утомленные солнцем-3: Цитадель". Полтора часа уже собрано.

- Конечно. И все-таки - заканчивается перезапись, понесли на кодирование, и ты понимаешь: всё, по звуку точно ничего нельзя изменить. И сразу начинается: вот тут можно было лучше сделать и вот тут... Конечно, эти секунды пролетят - никто не заметит, но я-то знаю.

- Почему очень веселый, жизнерадостный человек в последние годы снимает такое душевно надрывное кино?

- Да воевали-то тоже веселые люди. Понимаешь, мы к нагнетанию ужасов не стремились. Мы хотели снять картину изнутри, глазами тех людей - из сорок первого. А не с высоты прошедших лет: ах, как это было страшно и невыносимо. Люди жили внутри войны. Мне важно, чтобы зритель смотрел картину, не задумываясь: тяжело - не тяжело. Где-то зажмурился, где-то заплакал, но война идет - и жизнь идет. Зато когда он выйдет из кинозала - пусть глотнет воздуха и скажет: Господи, какое счастье, что всё это не сейчас и не со мной! И еще очень важно, чтобы он сказал: Господи, как же мы можем забывать этих людей?! И совсем хорошо, если шевельнется мысль: а вот те мальчишки, чьи тела заметает снегом под Москвой, они за какие ценности воевали? За те, которыми я живу? А стоят ли мои ценности таких жертв?..

- За один эффект, по-моему, можно ручаться. После такого фильма с абсолютной ясностью понимаешь, насколько ничтожны твои личные проблемы. Хотя три часа назад они казались глобальными и мучительными...

- Вот! Это была моя задача. Если хотя бы десять процентов зрителей испытают подобное чувство, весь наш труд был не зря. Мы потеряли иммунитет к проблемам и принимаем за великие страдания полную чушь. И только когда жизнь, не дай Бог, сильно бьет человека - болезнью, катастрофой, - представление о масштабах приходит в норму... Неужели надо обязательно встать на край небытия, чтобы оценить всю прелесть ежедневного бытия?

- Почему в "Утомленных солнцем-2" вы показали героя Олега Меньшикова, Митю Арсентьева - теперь уже полковника НКГБ, -окончательным ничтожеством? Это деградация, которой Арсентьев не мог избежать?

- С одной стороны - да. С другой - вы еще не видели вторую часть картины. Арсентьев - человек из Достоевского. Тот, кто кричит "Бога нет!" и ждет немедленного возмездия. Он ненавидит Котова и тем не менее сам выводит его из-под расстрела. Дело в том, что Котов - его единственный реальный противник. А если у тебя есть реальный противник - ты человек. Существование Котова делает Арсентьева человеком. В остальном Митя иссушен, выжжен изнутри. Там через всю картину будет бабочка летать, которую он в финале прихлопнет...

- То, о чем в фильме 1994 года говорилось: "Выпить обиду по капельке, по глоточку"?

-  Именно. Более того, в "Цитадели" Арсентьев даст Котову возможность себя убить. Признается ему в том, в чем признаться невозможно, и отдаст оружие. И это тоже Достоевский. Если Котов в порыве ярости и ревности выпустит в него всю обойму - то куда денется после этого? Что ждет штрафника, который застрелил полковника?..

- "Утомленные солнцем-2" - очень личное кино. Из него многое можно узнать и понять про человека Никиту Михалкова. Например, едва ли не самая страшная сцена фильма вообще с кровопролитием не связана. Это рассыпаемые с немецких самолетов дырявые ложки и бессильный вой Котова - ему легче быть убитым, чем оплеванным... Вы явно относитесь к тем людям, для которых унижение гораздо страшнее боли.

- Так и есть. Не спорю.

- А хорошее ли это качество характера? Или иначе оно называется гордыней? Может, отсюда и слоган родился "Великое кино о великой войне"?..

- Когда "Иронию судьбы-2" объявили главным кинособытием года, никого не волновало, действительно ли это так - по профессии, по мастерству? При этом я не думаю, что слоган про "главное кинособытие" сочинял лично Тимур Бекмамбетов. За рекламу отвечают не создатели продукта, а те, кто его реализует. Но в случае с Бекмамбетовым законы рынка принимаются во внимание, а в случае с Михалковым нет, и к этим двойным стандартам я давно привык. Компания "ЦПШ" внесла гарантию - самую крупную за всю историю постсоветского кинематографа, и мы отдали им право продавать нашу картину. Это реально лучшие на сегодня прокатчики в стране. Сказать им: "Знаете, давайте не будем, как-то это нескромно..." На их месте я бы такого режиссера просто послал: иди, скромничай дома. Ты можешь встать возле плаката и кричать, что снял дерьмо, но теперь это наша продукция, и мы будем продавать ее так, как считаем нужным...

Пускай ревнители моей нравственности и охранители моей скромности поделят слова "великое кино" на всех, кто работал над картиной. Нигде не сказано "великое кино Никиты Михалкова". В общей сложности трудилось около полутора тысяч человек. И вклад каждого неоценим. Чем больше я смотрю картину, тем очевиднее понимаю, насколько гениально она смонтирована сербом Мичо Зайцем. Смотришь в лаборатории, без звука - но ты слышишь музыку пластики, понимаешь все без слов и тебе интересно. Фантастически дирижировал оркестром Сергей Скрипка, и замечательно свел музыку Геннадий Папин. Инженером перезаписи у нас был Винсент Арнарди - один из лучших профессионалов в мире. Режиссер по звуковым спецэффектам Павел Дариули буквально высох на нашей картине, разыскивая реальный звук "юнкерса" или реальный звук "зиса". Причем последний я попросил заменить, потому что мне нужно было такое басовитое урчание, угрожающе спокойное, как у большого зверя. Паша мучился, спорил, но мне необходимо было это незначительное нарушение, чтобы сохранить эмоцию. Вообще мы перелопатили гору материалов, выверяли все досконально и шли на искажение деталей только ради единства целого. Я уже не говорю про всех тех, кто организовывал производство - во главе с Леонидом Верещагиным.

- Чем ближе премьера "Утомленных...", тем активнее разворачиваются различные антимихалковские кампании. Которые, в сущности, - тоже реклама фильму. Зритель, скорее, любопытен, чем брезглив: посмотреть кино, снятое великим узурпатором, интересно вдвойне. За последнюю неделю история "фотожабства" отошла на дальний план. Ее заслонили призывы группы кинематографистов накануне очередного съезда выйти из СК и создать новый Союз.

- Эти люди обвиняли меня в тяжелых преступлениях - воровстве, коррупции. Будь их слова правдой, меня бы в лучшем случае - из чистого гуманизма, учитывая мои заслуги перед искусством, - не посадили в тюрьму... Они провели нелегитимное декабрьское собрание 2008 года, назвав его съездом, - потратили пять миллионов рублей из казны Союза кинематографистов впустую. Потом был съезд в Гостином Дворе, куда съехались 2500 человек и где я ответил на все обвинения. Более того - привел в шок отечественных кинематографистов, которые поняли наконец-то, кто, что и когда у них на самом деле украл. Выпущен DVD - документальное свидетельство. Меня жизнь научила быть очень конкретным. После этого были суды, проигранные нашими оппонентами - все до единого. И вот опять. При всем стремлении к демократии логика у этих людей абсолютно большевистская. "Мы уйдем из Союза!". Тридцать лет назад это действительно был бы скандал - ого-го! Началось бы разбирательство, вызывали бы в ЦК и тех, и других. А сейчас это союз вольных художников. Из 79 подписантов 19 членами Союза никогда не являлись, а больше половины уже много лет не платят членских взносов и, по Уставу, должны быть исключены автоматически.

- Если оставить в покое взносы, скажите как на духу: вам будет неприятно, если Союз покинут Рязанов, Сокуров, старший Герман, Норштейн?

- Нет. Я не вижу оснований для их ухода. Неприятно бывает, когда ты провинился и тебе отказали от дома. А в чем я виноват перед выше перечисленными людьми? Никакой вертикали власти в Союзе нет. Оппозицию никто не разгонял, мы вообще после съезда в Гостином Дворе к этому вопросу не возвращались. Хотя могли бы: я на съезде публично заявил, что не буду работать с людьми, которые участвовали в попытке рейдерского захвата СК. Что у них там дальше? Свою "идеологию" я насаждаю? Какую идеологию, вы о чем?

- На ваш взгляд, можно объединить Россию идеей личного благополучия каждого - тем, на чем стоит Европа?

- Нет. У нас богатые никогда героями не были, да и русская зависть не позволит.

- А чем можно?

- Верой.

- Вы думаете, это еще вернется? Возьмите хотя бы ваш фильм - я уже слышала мнения: "А что, собственно, нового во взгляде Михалкова на войну?" Хотя новшество принципиальное: это первый фильм, где война трактуется как промысел Божий, а не как стечение трагических обстоятельств. Но сколько зрителей способны этот смысл уловить?

- Кто сможет - тот сможет. Остальные просто посмотрят увлекательное кино. Три часа пролетают на одном дыхании - с этим никто из видевших картину не спорит.

Я каждое воскресенье наблюдаю за детишками в храме у нас, на Николиной Горе. Когда они вырастут, жизнь станет иной. Во всяком случае, с ними можно будет разговаривать в категориях: "Да побойся Бога, брат!" Тогда и гражданская война в умах прекратится. А мы - удобрение для будущего. Верующий человек ничего обидного в этом не видит.

 

- И много ли их будет - этих новых людей?

- Из нашего храма - человек тридцать. Сколько бы ни было, ни во что другое я верить не хочу и не могу. Мне не интересно думать, что благодаря нанотехнологиям человек станет умнее, справедливее, сострадательнее... Чем аукались люди в России? Евангелием. Когда это исчезло, когда исчезли понятия греха и стыда, порядок стал поддерживаться на страхе. Когда, в свою очередь, исчез и страх - мы получили то, что имеем сейчас.




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
15/11/2018
Евгений Куйвашев

"Я совершенно не могу согласиться"

Ольга Глацких

"Дорогие ребята, государство вам ничего не должно!"

Махарбек Хадарцев, мэр Владикавказа

"Уберите убийцу"

Паблисити
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Город  засыпает. Просыпается мафия Город  засыпает. Просыпается мафия
Медийные итоги публичных персон Урала в сентябре - по версии ЮПИмонитор  
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100