Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Екатеринбург начал питаться на помойках
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
четверг, 17 января 2019г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
01.09.2010, 12:58

Что такое Гафт? Вряд ли кто поймет. Гафт это, наверное, факт наоборот

Великому артисту исполняется 75 лет
Российская газета,
:

И все-таки Гафта я одолела! Хотя вначале моей просьбе об этой беседе было предначертано бесповоротное фиаско. На все мои до неприличия высокопарные восхищения талантом артиста, страстные убеждения его в том, что без его юбилейного слова обожающая его публика сгаснет, наконец, просто женские мольбы и скулеж Валентин Иосифович решительно, а то и грубовато твердил: "Нет! Про себя я уже все сказал!"

Но уже когда шла-таки домой к актеру на беседу, поняла неправоту своей досады. Гафт, как многие иные, не вредничал-кокетничал: его тормозило что-то внутреннее, глубокое. Не случайно другой большой актер, с которым Гафт был дружен и которым восхищался, - Зиновий Гердт называл коллегу "гениальным ребенком". Ой, какое же редкостное для нынешних уравнительно-взрослых времен определение! "Детский" Гафт - человек естественный, непосредственный. Подчас резкий до взрывоопасности. Но на самом деле - все воспринимающий сердцем, постоянно неудовлетворенный собой самоед. Добрый. И очень, очень ранимый.

Кстати, именно "детский" сюжет и помог состояться этому интервью. Дело в том, что покойный мой отец когда-то сиживал с Валей Гафтом за одной партой. Было это в военной Москве, в чудесном районе Сокольники, прославившимся не столько своими историческими уголками, заповедным парком с вальсирующей и поныне знаменитой танцплощадкой, сколько знатными бандитами. Поэтому, когда в конце наших пререканий представилась не только журналисткой, но и дочкой того самого "сопартника", была сражена. Неприступный Гафт не только вспомнил, но, как мне показалось, проникся: "Да как же не помнить?! Ведь Витькой я, как и всеми спортсменами с нашего двора, восхищался: такие крепкие, здоровые, а я - соплей перешибешь". И на мою радость вздохнул: "Ну так и быть, дочка..."

И хотя я почувствовала, что воспоминания о детстве для Гафта - одно из самых дорогих достояний, разговор с порога начался не об этом. О том, что актера именно в тот момент волновало. И чем, как мне показалось, он и оправдался за свое нежелание давать интервью.

- Меня раздражает, что вокруг сейчас - сплошь гении, звезды, все - в наградах, юбилеях. Нужно заканчивать с этим, избавляться от красоты, которой нет. Как раз сегодня утром я написал об этом стихотворение: мы гибнем от того, что возомнили себя богами. А между тем недавняя жара в Москве показала: что-то начинает твориться с природой. И пришла пора задуматься о том, что мы живем в конфликте с мирозданием, перехвалив себя и считая, что все понимаем и умеем.

- Отсюда ваша вечная неудовлетворенность собой, которую признают все ваши коллеги и которая, наверное, и есть ваш "ключик" к достижению совершенства в том, что делаете. Моя мама часто вспоминает, как, будучи студентом школы-студии МХАТ, вы гостили у нас дома, и когда начинали читать своего любимого Маяковского, то и дело оглядывались на аудиторию: "Так ли я читаю?"

- Сейчас я уже не оглядываюсь. А моя неудовлетворенность - от понимания того, что до чего-то не дорос, что-то не умею. Без этого невозможно двигаться вперед. В какой-то момент я понял, что неудовлетворенность собой - значит не то, чтобы быть этаким тихоней и скромницей. Просто нельзя, "преподнося" себя, доходить до крайностей. Нужно не забывать, что есть какие-то силы над нами, которые нами руководят. Это, помните, как у Чехова в "Вишневом саде" Петя Трофимов говорит: "Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать".

- Но в ваших родных Сокольниках неудовлетворенность собой была не то чтобы неактуальна. Напротив - нужно было постоянно самоутверждаться, доказывать, что ты что-то можешь лучше других.

- Да. Это все шло от некоего комплекса неполноценности послевоенного времени. У многих в те годы были бандитские дворы, и все этим хвалились. Так и наш, на Матросской Тишине. Мои детские дворовые кумиры - Пигарь, Свист, Аршин... Многие из этих ребят пришли из тюрем. Пигарь вернулся с одной ногой - вторую отдавило на лесоповале. Но как с костылем он играл в футбол! Это были ребята, которые ничего не боялись. А я сначала их боялся. Потом стал изображать из себя боксера и выскакивал на "стычки" с ними. Меня на кого-нибудь натравливали, но при этом "держали" за меня "мазу". И я несколько раз мощно дрался, оставаясь без зубов. Поступать в школу-студию МХАТ пришел с золотой фиксой. А читал с блатными интонациями своих приятелей. Будучи абсолютно зажатым, выражал этакую лихую свободу.

- А сейчас не страшновато в наши "бандитские" времена? Криминал не реальный, а нравственный, духовный имею в виду. Когда никто ни за кого "мазу не держит", а на экранах - потоком бутафорская кровь и плотская любовь.

- Не страшно. Противно. Люди, которые наживаются на грубом сексе, насилии, полностью потеряли человеческую суть. Не думаю, что этот беспредел будет вечным. Но на одну человеческую жизнь - чтобы ее испортить - достаточно.

- Вы как ваш герой - Президент из "Небес обетованных", понимаете, что в жизни добро, что зло, что подло, что благородно?

- Думаю, мир устроен так, что злодейство всегда проигрывает. Правда, приходится расплачиваться очень жестоко. "Зла не приемлет мирозданье. Но так устроен белый свет, что есть в нем вечное страданье. Там и рождается поэт". Личность, о которой мы говорили, именно в страдании и рождается.

- Вы отказывались от многих ролей, причем маститых режиссеров.

-  Да, у Данелии в "Кин-дза-дза" отказался играть, у Захарова в "Мюнхгаузене"...

- А Григорию Горину так и вовсе "дали под дых". Свою знаменитую пьесу о судьбе артиста "Кин IV" он писал для вас, держа на столе вашу фотографию. В итоге "Кина" пришлось отдать в другой театр.

-  Да-да, было такое. Я бы сказал, что это такие мои "примочки" характера. Лучше первым быть в дерьме, чем где-то быть неуверенным. А вообще-то у меня больших ролей и нет.

- В кино вы и начинали с эпизодика. Это был фильм Михаила Ромма "Убийство на улице Данте"...

- С которого, кстати, начался успех Миши Козакова, сыгравшего главную роль. А для меня это был грандиозный провал. От меня требовалось сказать два слова и одновременно достать из кармана блокнот. Но я ничего не мог. Столбенел. Все время дрожал от мысли, что сейчас меня навсегда забракуют. А Миша восхищал меня своей незамысловатой наглостью. Как и я, двух слов не мог произнести Смоктуновский, сделал дублей 12. А Миша возмущался: "Зачем вы взяли этого бездаря? Я не могу больше терпеть!" Свою же реплику я произнес испуганным женским голосом. Но самым ужасным было, когда за моей спиной второй режиссер сказал: "Как мы ошиблись в этом мальчике!" И все. Я заморозился.

- Когда же разморозились?

- Да еще не разморозился.

- Но как же все-таки пришло это решительное: "Я стану!?"

- Постепенно. Все шло через неудачи. В Театре Сатиры в спектакле "Тень", на который меня пригласил Эраст Павлович Гарин, я упал в оркестр, перепутал партнерш. Потом менял театры как перчатки. И везде я видел великих артистов. Подражать им было невозможно. Надо было найти источник: откуда это?! Я начал искать. И ищу до сих пор.

- Ваша карьера началась с провального эпизодика. А как вообще к эпизодам в жизни относитесь? Случались ли такие, которые разворачивали вашу жизнь? Один, кажется, знаю. Перед поступлением в школу-студию МХАТ на аллее родных Сокольников вы встретили Сергея Столярова, всенародного героя всенародно любимого "Цирка".

- Да это не эпизод. Почти полное собрание сочинений... Навстречу мне по сокольнической аллее брел Сергей Дмитриевич с двумя сеттерами. Скучный, полусонный. Я подошел и выпалил, что поступаю в школу-студию МХАТ, про себя нагло надеясь, что "звезда" составит мне блат. И стал пристраиваться к пеньку, чтобы прочесть ему басню. И вдруг Столяров: "Зачем же здесь? Приходите ко мне домой". Дал телефон и адрес. Я позвонил и пришел. После чего Столяров лежал на диване и учил меня читать "Любопытного" Крылова. А потом меня приняли. И началось...

В тех же Сокольниках произошел и такой судьбоносный в моей жизни эпизод, как встреча с Ираклием Андрониковым. С моим другом Володькой Кругловым мы подкараулили его перед концертом в студенческом клубе и попросили: "Дяденька, проведи нас". Андроников провел. И я впервые услышал, как можно рассказывать. А перед поступлением Володька мне и говорит: "Давай пойдем к Андроникову, возьмем у него "Устные рассказы". Телефон артиста Володьке, как сыну прокурора, достать было не сложно. И вот мы приехали. Кабинет, кожаные кресла, книги. И Ираклий Луарсабович начал нам рассказывать о Шаляпине, Сулержицком, других... Так, будто рассказывал перед залом - вероятно, проверял на нас. Потом подошел ко мне, погладил по голове: "Ну зачем вам в артисты? Кого вы будете играть? Рабочих и крестьян? Отелло же вы никогда не сыграете". А мы: "Дайте нам "Устные рассказы". "Устные рассказы" дать не могу, - ответил Андроников, - потому что они устные". Спустя много лет, когда Ираклий Луарсабович умер, я побывал у него дома. Там были те же кожаные кресла. И когда я сел в одно из них - уже облезлое, дочь Андроникова Катя призналась, что ту историю отец часто рассказывал и следил за тем, что я делаю.

- Но Отелло вы все-таки сыграли. В спектакле Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной... Но отчего столь великодушны были "великие" тех времен, коль легко "допускали до тела" простых мальчишек с Матросской Тишины? Откуда исходила открытость и широта души той эпохи?

- Мы были небогаты. Но никто ни на что не жаловался. В обществе не было осадка зависти. Моя жизнь мне казалась идеальной: так положено. Положено жить в общей квартире, положено ходить в штанах, перешитых из отцовских костюмов. Я не считал себя вправе попросить у родителей денег на мороженое. Но я его настолько обожал, что однажды ради него пошел на подлость: мы с приятелями продали аквариум и объелись мороженым.

- В вашей книжке прочитала, что вам кроме мороженого очень нравился пионерский красный галстук.

- Да, мне очень нравилось сочетание этих цветов: беленькая рубашечка и красный галстук. Однажды шел, такой весь нарядный, на пионерский сбор. А навстречу на велосипеде - хулиган Володька Чистов. Подъехал ко мне и, указывая на галстук, прошипел: "Ну ты че селедку надел?" Я никогда не был храбрецом, да и Володьку побаивался. Но вдруг ударил его так, что под глазом у него, как воздушный шарик, моментально надулся фингал. Володька схватился за лицо и завыл. А я, гордый, пошел на свой пионерский слет, думая: "Нет, не все потеряно, ты еще не такой трус". Вообще я уверен, что люди не рождаются смельчаками. Просто подворачивается какой-то случай - и ты храбрецом становишься.

- Знаю, что таким же отважным вас сделала первая любовь.

-  В студенческом общежитии на Стромынке жила прелестная девушка Дина Василенок. А футбольная площадка, на которой мы играли, была как раз под ее окном. И когда Дина в окне появлялась, я играл, как Пеле. Когда исчезала - по мячу попасть не мог. Мы дружим до сих пор. Дина, доктор физико-математических наук, часто приходит на мои спектакли. И все такая же красивая.

- Вы свято верили в красный пионерский галстук?

- Ну, ты уж очень круто берешь! Мне просто все это нравилось: и галстук, и труба, и барабан.

- Не обидно, что на этих по-человечески дорогих для вас временах сейчас политически-конъюнктурно топчутся?

Гафт: Не надо путать то, что было, с тем, что мы узнали про эти времена. У нас полдома сидело и полдома были врагами народа. Но все это было где-то далеко-далеко. Никто не говорил: "Не подходи к этому мальчику, у него отец - враг народа". Я не это помню из тех времен. Я помню стадионы, футбол, пионервожатую, в которую был влюблен. Молодых маму и папу помню.

- Мне кажется, вашу маму, если уместно такое сравнение, сейчас вам заменяет ваша супруга - актриса Ольга Остроумова, которая так трогательно вас опекает.

- Олей я восхищаюсь не только как актрисой, пронзительной, искренней. Она - удивительная мать. Я поражаюсь, как ей удается всю себя отдавать детям, внукам. Да и наш дом полностью на ней.

- Можно бестактность?

- Пожалуйста.

 - Вы потеряли единственную родную дочь. Легко ли в такой ситуации общаться не с кровными детьми и внуками?

- Внуков я обожаю. У Олиной дочки, тоже актрисы, - трехлетний Захарчик. У сына, будущего кинорежиссера, - двухлетняя Полина. От них оторваться нельзя. Они - прелестны. Наивны, просты и чисты. Это то, что теряешь, когда становишься взрослым. Но тот, кто сохраняет эту чистоту и наивность, - высший класс.

- Как часто своих героев "лепите", что называется, с натуры, наблюдая за людьми? Как, например, у вас родился такой колоритный тип, как председатель гаражно-строительного кооператива Сидорин в фильме Эльдара Рязанова "Гараж"?

- Да никак! Это вообще ужасная роль! Гадость! Играть Сидорина должен был Шура Ширвиндт. Но он не пришел на съемку. А Лиечка Ахеджакова Эльдару Александровичу подсказала: "В соседнем павильоне Гафт снимается". Рязанов: "Ой, не надо! Он меня заговорит!" Но в конце концов меня позвали. Дали текст, я стал играть. И Рязанову понравилось.

А в поисках героев за людьми не наблюдаю. Но типажи бросаются в глаза. В нашем дворе жил железнодорожник. Как он потрясающе шел, возвращаясь со своих маршрутов! Четкими восьмерками - быстро-быстро, и не падал. И я это где-то срисовал.

- Как часто после спектакля вы можете себе сказать: "Ай да Гафт! Ай да сукин сын!?"

- Да никогда в жизни! Сказать так - значит погубить себя для дальнейшего.

- Знаменитая фраза из знаменитого фильма "Доживем до понедельника", в котором сыграла ваша супруга. "Счастье - это когда тебя понимают". Согласны?

- Конечно. И любовь - это когда тебя понимают. Понимание - самая короткая дистанция к другому человеку. Тебе ничего доказывать не надо. И ты можешь позволить себе находиться в любом состоянии. Представляешь: ты обессилен, а тебя понимают. В ответ такая реакция идет!

- Театр, в котором вы играете больше 40 лет, называется "Современник". А что такое, по-вашему, вообще быть современным человеком? Вот, на мой взгляд, Пушкин, у которого не было ни Интернета, ни мобильника, а лишь гусиное перо, остается современнее многих, самых продвинутых из нас: настолько он дальновиден по мысли и чувству.

- Совершенно с тобой согласен. Пушкин, у которого вечное выражается в обыкновенном, - это и есть настоящий современник. Мне иногда кажется: вот сейчас он подъедет к моему дому на хорошей машине, взбежит ко мне на этаж: "Ну, как дела?" А я ему: "Пойдем, пообедаем напротив". Он: "Извини, не могу, у меня есть свиданьице одно".

- На обложке вашей книги вы изображены с мощным обнаженным торсом в боевой боксерской стойке. А Ольга Михайловна мне рассказывала, как вы любили свои бицепсы демонстрировать. Что же, вы себя в образе этакого супермена предпочитаете представлять?

Гафт: Н-е-т! Это шутка такая.




Человек дня
 : От театральных отношений может разорваться сердцеИнтервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

 : У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-ХодорковскогоИнтервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Сечин Игорь: За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантажИнтервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Васильева Наталья: Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями МосгорсудаИнтервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Максимов Николай: Лисин - он живой, юморной, вызвал довериеИнтервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Волочкова Анастасия: Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

 : Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
17/01/2019
Евгений Куйвашев

"Будет не менее 12 яиц!"

Митрополит Кирилл

"Молимся, как можем"

Ольга Глацких

"Благодарна, что не "сдал" меня"

Паблисити
«И поэтому, дорогие ребята…» «И поэтому, дорогие ребята…»
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Ждем-с... Ждем-с...
Медийные итоги публичных персон Урала в октябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Кто-то везде грязь найдет...Кто-то везде грязь найдет...

Медийные итоги 2018 года - по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2019 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100