Православная газета, Светлана Ладина
Светлана Ладина: Екатерина Георгиевна Градова – известная российская актриса. Была замужем за Андреем Мироновым. Дочь Мария Миронова – популярная актриса кино и театра. Зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда она сыграла главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Известность в кинематографе к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла роль радистки Кэт. В 1979 году Е.Градова снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя», сыграв небольшую, но заметную роль Светланы Волокушиной. Все эти годы актриса продолжала играть на сцене Театра сатиры. Постепенно театр потерял для Екатерины Георгиевны привлекательность, а после смерти бывшего мужа Андрея Миронова стал просто тяготить. Когда в середине 80-х внуку Градовой Андрюше исполнился месяц, актриса ушла из театра. Затем Екатерина пришла к вере в Бога: «До 38 лет Господь терпеливо ждал меня. Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли определить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила». Старалась помогать детям-сиротам и брошенным старикам. Создала благотворительный фонд. Окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте. Преподавала в гимназии, в русской школе. Создала предмет — «Живое слово»: изучение словесности, основанное на Евангелии и Библии, на русской классике Сейчас Екатерина Георгиевна уделяет много внимания дочери и воспитанию внука. По ее словам, внук Андрей очень похож на деда – Андрея Миронова. Уже больше десяти лет актриса зимой живёт в Москве, а на лето уезжает в Судогду Владимирской области: «У нас бывает много детей. Читаем, изучаем Закон Божий, историю, рисуем, вышиваем, делаем картины из соломки, 2 раза в день по часу плаваем, ездим в паломничества, устраиваем концерты и даже настоящие балы, фейерверки, печем что-нибудь, обязательно отмечаем дни ангела». Святая великомученица Екатерина долго была для меня в числе огромного сонма святых, которых я не знала. Крестилась я в 33 года, очень поздно, в 38 начала воцерковляться, и это все было с самого начала – жизнь с белого листа. Я поставила икону святой великомученицы Екатерины, выключила все телефоны, закрыла дверь, и часа два – я уже исповедовалась, уже вела церковную жизнь – молилась перед этой иконой, покаянно молилась, со всеми подробностями, со всем, что мне приходило в голову. И очень-очень просила ее изменить мою жизнь, открыть мне выход в жизнь в совершенно новом качестве. Я даже не представляла – это было одно из больших чудес, которых у меня было несколько в жизни, – как через два часа могла измениться моя жизнь. У меня ушел перед чем-то страх, появилось твердое намерение, и я даже перестала себя эмоционально узнавать в чем-то. Этот день я очень хорошо помню. Мы все оперируем словами «любовь», «любить»; предполагаем мы в этом оттенок «нравится», потому что любовь – это совершенно определенное состояние, которое отстоит от земли насколько близко, настолько и далеко. Мы живем земными категориями, в которых мы видим, трогаем, нюхаем – это сфера нашего бытия. Философия людская не приводит к открытию бытия. И от этого очень много философов – Иустин, Ориген – много святых, как блаженный Августин, познавших очень многое из философии и собравших очень много мудрости человеческой, не нашли в ней удовлетворения и все стремились к христианству, ко Крещению, ко Христу. Святая Екатерина... Когда начинаешь понимать, что при всей ее красоте, царском роде, уме, образованности, которая у нас считается духовностью (у нас такая подмена есть: сколько прочитал, настолько и духовен – это совершенно разные вещи), при всем этом она восприняла, когда сирийским монахом была открыта ей истина и она была крещена, – она восприняла Христа сразу и полностью. Вместила ровно настолько, насколько может человеческое сердце вместить. И это был подвиг, и он был без секунды сомнения. И что в этом подвиге потрясающее – как, в общем, в подвигах целителя Пантелеимона и многих других святых? Мы живем в земном граде. Но существует абсолютно реально, более реально, чем мы с вами – территория града Божия. Мы привыкли показывать наверх, – но это ассоциативные моменты, связанные с красотой неба, с возвышенностью, и вниз – с низменностью человеческих качеств. Но град Божий находится в определенном измерении – вход в него предоставляется только совершившим подвиг, то есть людям, которые не разрешили себе заснуть, облениться, обезразличиться, а подвинули себя, чтобы подойти к его вратам. И подвиг этот – не просто подвиг силы, пота, крови, усилий, уговоров себя; это подвиг любви. Когда говорят, что Христос ее Небесный Жених – в этом духовный великий смысл, потому что брак вообще понятие духовное. Потому брачные узы сейчас и разваливаются диаволом на земле. Это трудный путь – брак на земле, святое семейство. Трудный. В нем много искушений, много соблазнов, падений, раздумий, разочарований, – а брак со Христом не несет этого ничего. Праздники воистину – это не бурные какие-то демонстрации и бурные излияния за столом; это тихое торжество победы над злом. И нет ни одного дня, чтобы церковный круг не был отмечен праздником какого-то человека или небесной силы бесплотной, архистратигов и ангелов, память которых совершается каждый день в году. Если вернуться к тому, что философия – это мудрствование суетное человеческое, людская мысль, людские умозаключения, то Екатерина её опровергла в лице 50-ти ученых мужей, которые изучили все науки людские: всю египетскую светскую мысль она развенчала. Развенчала, потому что в их устах было безбожное мудрствование, а ей после крещения Господь открывал подлинные тайны бытия. Екатерина не одна совершила подвиг – от соприкосновения с ней появились мученики среди ученых, которых она опровергла – они уверовали и были тут же сожжены… Августа… Порфирий уверовал, и с ним 200 солдатиков – воинов. И все они приняли мученическую кончину. Получается, что вход на территорию града Божия лежит через большие препоны жизненные, и даже великий дар, который нам Господь подарил – жизнь во спасение – приходится иногда в самом ее начале возвращать ради возвращения в наше Отечество Небесное. Мы оттуда изошли, туда должны вернуться. Вообще, много в каждом великом подвиге существует причин и еще больше следствий. Если их разбирать – это все необыкновенно. И здесь, на земле, наше время уж таким безнравственным кажется – хотя во время Екатерины было примерно так же. Телевидения только не было, которое множит грех, а в домах, на пирах, на улицах происходило примерно одно и то же. Диаволу только кажется, что он преуспевает. Это трудно понять, видя массу девочек, далеко отстоящих от каких бы то ни было понятий нравственности, которые сопровождают бурными возгласами и аплодисментами какие-то страшные содомские действия на экранах, на сценах – страшно. Страшно, жалко их безумно: понятия не имеют, что делают, понятия не имеют, даже нисколько. Остается такое молитвенное обращение, когда вдруг пытаешься себя как-то поставить четко и сообразить, что она есть, она жива, она носительница женского начала, такая же, как эти девочки, она красавица, и от нее многое зависит: ее можно просить, она помогает, дает ответы – то это, конечно, невероятно. Невероятна пропасть между одним и другим. Молящейся матери-христианке Господь не отказывает. И, конечно, если мать Екатерины была христианкой, на ее руках росло это существо, этот цветок – конечно, это молитва матери сильная. Потому что такое окружение. Но я вам должна сказать, что это трудно (так же, как и сейчас) – вымолить христианскую дочь. Именно из-за окружения, потому что тут же подступают соблазны – через одно, через другое, через наряды, деньги, предложения – это все то же. И, конечно, понятно, что 18 лет она прожила нетронутой благодаря молитвам матери и, конечно, планам Господа. Два примера женщин. Ева, которой диавол нашептал – и она соблазнилась. И дальше, смотрите: муж пошел за ней, и все человечество пало. И Екатерина, которая не поддалась никаким нашептываниям, никаким соблазнам, никаким предложениям богатства, какой-то страстной земной любви, власти и прочим наслаждениям, из-за которых девушки готовы не что-то отдавать, а отдать все, лишь бы только что-то схватить, особенно в Москве. Вторая дева – из святой истории града Небесного – не поддалась этому. И, конечно, хочется, чтобы человечество такими подвигами, наконец, встало уже с колен, в своей твердой телесной оболочке хотя бы, и начало бы возрождать праведность в женщинах и честь в мужчинах.
|