Главные темы
15.10.2004, 00:00

РОССЕЛЮ "ШЬЮТ" 10 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ?

Если губернатор не найдет "потерянные" деньги, то о дальнейшем управлении регионом разговор с Путиным может не состояться. Компетентность главы Свердловской области в бюджетных вопросах снова поставлена под сомнение.
О том, что дела Эдуарда Росселя идут все хуже, а перспективы его дальнейшего карьерного пути все туманнее, говорили довольно часто, однако до последнего момента свердловскому губернатору как-то удавалось выходить сухим из воды.

Глава региона старался держаться твердо и слабости не показывать. Тем не менее, игнорировать вихрь государственных реформ оказалось не под силу даже такому политическому мастодонту, как губернатор Эдуард Эргартович.

После того, как окончательно стало ясно, в награду за поддержку всех текущих реформ деньгами и дополнительными субсидиями Федерация Свердловскую область не осчастливит, а сам "опорный край державы" с бюджетными проблемами 2005 года не справится, перед губернатором встал серьезный вопрос - где взять деньги.
К слову сказать, вопрос этот стоял довольно давно, но как-то все больше перед областным Минфином и столь же областным парламентом. Сам губернатор тоже опасался, что денег может не хватить, говорил про холостой выстрел, которым могут обернуться путинские реформы, если не будет дополнительных вливаний из федерального бюджета, однако никаких решительных шагов не предпринимал.

Теперь вопрос встал ребром - оказалось, что "холостой выстрел" реформ для конкретных политических персон вполне может стать "контрольным". Поскольку просить деньги открыто губернатору не позволял дорогой его сердцу статус "региона - донора", решать вопрос глава Свердловской области решил через депутатов Госдумы.
Как рассказал нашему корреспонденту Николай Езерский, обращение губернатора к депутатам, выбранным от Свердловской области, сводилась к следующему: вы тут в Москве законов напринимали, вот теперь и помогайте расхлебывать то, что получилось. А получилась, в общем-то, очень неприятная картинка. Для того, чтобы "малая родина" могла прожить хотя бы также, как жила до этого несколько лет, требуется минимум 10 млрд. рублей, а при неудачном раскладе и в полтора раза больше.
После такого неутешительного заявление "почтенное собрание" стало думать, как можно помочь общему горю. Депутаты Ройзман и Езерский, единственные, кто голосовал против "социальных" законов, лишивших область финансовых источников, вызвались порешать вопрос об ужесточении наказаний за изготовление денатурата, Зелимхан Муцоев и Георгий Леонтьев походатайствовать о выделении денег на строительство автомобильных дорог федерального значения. Владислав Резник вызвался посмотреть, не удастся ли поправить финансовое положение региона в целом.

Отказывать родной области в помощи депутаты, конечно, не стали но вот уверенности в том, что вопрос с деньгами удастся решить кардинально не было ни у кого. В интервью нашему корреспонденту депутат Госдумы Валерий Язев (который общение с губернатором проигнорировал), прямо заявил, что в настоящий момент добиваться от федерации каких то денег просто не имеет смысла.

- Если говорить о пакте законов 122-ом, то он полностью сбалансирован, в том числе и в плане субвенций от федерального центра регионам на те категории льготников, которые остаются на обеспечении областных бюджетов. Эти вопросы решены, - заявил депутат Язев.

Еще Валерий Афонасьевич очень удивлялся, почему это родная область не просит денег тогда, когда их можно получить без особых проблем: "Мне сказали, что существуют проблемы по дорожным фондам. Но до этого ко мне никто не обращался. Сейчас уже поздно обращаться. Вот, говорят, завтра будут в Госдуме бумаги наши, "хотелки" по дорожному фонду от Свердловской области. Все равно на них крест можно уже поставить. Бюджет формируется намного раньше".

Как выяснилось, вопрос с получением денег из федерального центра оказался настолько запущенным, что уже почти перерос в стадию системной ошибки. В разговоре с корреспондентом "Урал паблисити Монитор" депутат Госдумы Антон Баков пожаловался, что глава Свердловской области ежегодно дает ему поручения выбить из федерального бюджета денег, причем дает эти поручения тогда, когда бюджет уже сверстан.

- Возможно, губернатор просто отдалился от решения финансовых проблем, и не совсем понимает когда нужно просить деньги, а когда это делать уже поздно. Судя по тому, что он регулярно совершает одну и туже ошибку, кажется, что в своих заблуждениях он весьма постоянен, - заявил Антон Алексеевич.

Причины по которым губернатор не может просить денег открыто и в срок, в общем-то очевидны для многих финансистов. Из года в год в администрации главы области втайне вынашивается бюджетное послание, потом, после получения аналогичного по названию документа от президента идет кропотливая доработка областного аналога. Потом еще какое-то время, положась на "авось" лелеется надежда, что за примерное поведение денег все-таки дадут, и только когда становится окончательно ясно, что со своими проблемами свердловской области придется разбираться самостоятельно, начинается ставшая традиционной ходьба по замкнутому бюджетному кругу.
К слову сказать, пути выхода из него, оговаривались уже не раз. Уже сейчас за 8 месяцев 2004 года по данным счетной палаты область получила на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и выравниванию баланса бюджетов около миллиарда рублей. Если говорить простым человеческим языком, то это такая своеобразная милостыня в масштабах страны. Для того, чтобы регион честно получал "пособия по безработице", которые полагаются регионам-рецепиентам, необходимо честно сознаться в том, что своих денег уже не хватает. Однако же пойти на такой шаг Эдуарду Росселю не позволяет, политическая гордость. Слишком много было сделано публичных заявлений о том, что, мол, мы - донор, опорный край державы, сильная область, которая кормит остальных и так далее. Признаваться в собственной финансовой слабости для Свердловского губернатора, особенно в столь ответственный момент, когда на федеральном уровне обсуждаются схемы назначения высших должностных лиц субъектов РФ, - значит давать повод своим политическим оппонентам, чтобы они каким-то образом намекали президенту о некомпетентности свердловского губернатора и он задумался о новой кандидатуре для нашего региона.

Вот и получается, что деньги возвращать на Урал депутатам приходится очень обходными путями и вовсе не тогда, когда это делают все нуждающиеся в установленном порядке.

При этом в текущем году, это может обернуться новыми проблемами. Дело в том, что Министр финансов РФ Алексей Кудрин уже заявлял в СМИ, что регионам будут причитаться серьезные субвенции, но если вдруг этих средств кому-то не хватит, то брать их придется как ссуды - под проценты. Если же областной бюджет какого-то региона недосчитается 30 процентов расходной части, то на данную территорию придут специалисты из Минфина и установят на месте систему временного управления.
Отвечать в результате придется никому иному, как главе данного субъекта федерации, который представлял и заверял нескладный и продырявленный, как швейцарский сыр региональный бюджет.

UP-Monitor, Михаил ШУРЫГИН

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024