Главные темы
20.10.2004, 00:00

РОССЕЛЮ ВСЕ-ТАКИ НЕ ДАДУТ ДЕНЕГ

У губернатора критическая ситуация. В Свердловскую область могут приехать управляющие Минфина РФ, так как дефицит бюджета-2005, возможно, будет превышать 10 миллиардов рублей.
С каждым днем еще не вышедший из под пера областного Минфина бюджет области-2005 нагоняет все большую тоску у местных чиновников и депутатов. Главный финансовый документ области рассыпается на глазах, законы выскальзывают из рук государственных мужей, как песок сквозь пальцы.

Уже полуофициально было заявлено о том, что наш регион может недосчитаться более чем 10 миллиардов рублей, тогда как позволенный по закону дефицит не должен превышать 10 процентов от расходной части бюджета, в нашем случае - 4,8 миллиардов рублей.



В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НЕТ 10 МИЛЛИАРДОВ ДЛЯ РОССЕЛЯ



Очевидно, что поездка Эдуарда Росселя в Москву на прошлой неделе с целью потолковать по душам со свердловскими представителями в Госдуме и в Совете Федерации не увенчалась никаким успехом. Уже на следующий день почти все собеседники губернатора говорили, что они, конечно, постараются что-то сделать, но вряд ли, потому что деньги нужно было просить раньше хотя бы на пол года. "Урал Паблисити Монитор" уже освещал эту тему 15 октября в материале "Росселю шьют 10 миллиардов". Как выяснилось, прогнозы народных избранников, сидящих в здании на Охотном ряду, оказались правдивыми на 100 процентов.

19 октября из стенограммы заседания Государственной думы стало известно, что все поправки ко второму чтению федерального бюджета отклонены, кроме трех: дополнительно 7.9 млрд. руб. будут направлены на межбюджетные трансферты, 2.2 млрд. руб. - на расходы на национальную оборону и 280 млн. руб. - на охрану окружающей среды. Ничего про Свердловскую область здесь не сказано. Даже когда говорится про межбюджетные отношения, имеются ввиду регионы, которые будут проводить у себя монетизацию льгот. Наша область к таковым не относится: мы будем продолжать помогать малообеспеченным слоям населения "натурой". Представители правительства Свердловской области, считают, что так экономичнее: на монетизацию надо 6 миллиардов, а если все оставить, как есть - 3 миллиарда. Хотя, возможно, если бы мы вняли рекомендациям Президента Путина и перешли бы со льгот на денежные выплаты, федерация и "подкинула" бы области какие-то дополнительные деньги.



НАС НАЧИНАЮТ МОРАЛЬНО ГОТОВИТЬ К "КОЛОССАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ"



20 октября от пресс-секретаря Эдуарда Росселя пришел весьма печальный пресс-релиз. Создается впечатление, что люди утешают сами себя, то и дело приговаривая, мол, еще не вечер.

Пресс-релиз гласит о том, что 20 октября губернатор решил встретиться с министром финансов Свердловской области Марией Серовой и министром социальной защиты населения Свердловской области Владимиром Туринским. В ходе совещания глава области решил таки обсудить, - рапортуют из резиденции губернатора, - с членами правительства, отвечающими за финансовую и социальную сферу, актуальный вопрос монетизации льгот в условиях формирования областного бюджета на 2005 год.

Губернатор, судя по пресс-релизу, наконец-то отметил, что "бюджет области в следующем году ожидает колоссальная нагрузка - в Свердловской области подлежит социальной защите 855 тысяч человек, кроме того, 425 тысяч детей нуждаются в выплатах детских пособий. Согласно новому законодательству основная обязанность по финансированию выплат льготникам ложится на плечи областного бюджета - из 855 тысяч льготников финансироваться из федерального бюджета будут только 345 тысяч человек".

Следом идут наивные рассуждения о том, что "уже сегодня ясно, что средств на выплату социальных пакетов и детских пособий в областном бюджете попросту не хватит, поэтому областные власти, параллельно с поиском новых доходных источников, занимаются разработкой механизмов решения этой проблемы. Среди таких механизмов - сохранение системы предоставления льгот в натуральном виде, а также более активное участие федерального бюджета в финансировании социальной защиты свердловчан".

В качестве резюме сообщается, что "по последнему вопросу Эдуард Россель намерен в ближайшее время провести в Москве совещание с министром здравоохранения и социального развития РФ Михаилом Зурабовым".



ГУБЕРНАТОР ТРИЖДЫ НЕ КОМПЕТЕНТЕН



У многих экспертов, прочтение этого произведения эпистолярного жанра вызывает чисто гоголевский смех сквозь слезы. По данному "мэсседжу" заметно, что пиарщики Росселя продолжают выставлять его, как человека полностью не компетентного в бюджетных вопросах. Со стороны становится жалко Эдуарда Эргартовича. То он утверждает, что в бюджетах муниципальных образований еще до начала 2004-го финансового года были прописаны нормативы, связанные с повышением зарплаты бюджетникам на 20 процентов. Тогда как официально указ губернатора на эту тему вышел вовсе не осенью 2003 года, а летом 2004. Муниципалы в один голос утверждают, что именно летом они и узнали о том, что их бюджеты ожидают дополнительные траты.

То губернатор едет в начале октября в Москву к депутатам Госдумы от Свердловской области, когда федеральный бюджет уже принят в первом чтении, как бы просить 10 миллиардов рублей на социальные нужды региона. При этом большинство экспертов в бюджетных вопросах сходятся на мысли о том, что в октябре нормальные люди начинали бы просить деньги не на 2005, а на 2006 год. Ведь, согласно бюджетному кодексу, к первому чтению основные параметры главного финансового документа - расходы, доходы, объем стабилизационного фонда, резервного фонда, внешнего и внутреннего долга - должны быть определены. Ко второму чтению идет лишь перераспределение средств между отдельными статьями. Так что дополнительно прописать в бюджете 10 миллиардов для Свердловской области никто бы не смог.

Следом, Эдуард Россель через свои пресс-релизы как бы оповещает общественность о том, что тут вдруг 20 октября он встретился с областными министрами финансов и социальной защиты и вместе они сделали жутко не утешительный вывод: денег катастрофически не хватает. Стоит отметить, что в официальных сообщениях Эдуард Эргартович не называет конкретных цифр. О 10 миллиардах говорят лишь его собеседники - депутаты Госдумы, члены правительства… Из уст самого Росселя жители области могли услышать только одну цифру, которую он назвал летом, зачитывая бюджетное послание к Законодательному собранию. Речь шла о возможном выпадении около 1,5 миллиардов рублей. Хотя уже тогда, были известны основные направления налоговой и социальной реформы и можно было обойтись без лукавства и признать, что реальные проблемы описываются куда более внушительными цифрами.



ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ



Причем, сам же Россель еще в июне, презентуя собственное бюджетное послание, в некоторых моментах доклада сбивался с общего тона "все у нас хорошо, просто лучше всех" и начинал, чуть ли не причитать. "С другой стороны, снижение ставки ЕСН подразумевает и снижение ставок зачисления налога по одному из вариантов (более щадящему) в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 28% до 20%), Фонд социального страхования (с 4% до 3,2%), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (с 3,4% до 1,8%). Общая сумма снижения поступления доходов в государственные внебюджетные фонды с территории Свердловской области составит примерно 12 млрд. рублей. Эти потери могут привести к сокращению социальных программ. В данной ситуации необходимо продумать всестороннюю систему комплексных мер, может быть даже экстремальных" - сказал губернатор. Особенно понравилось очевидцам тогда слово "экстремальные", от него повеяло холодом.

Но губернатор быстро взял себя в руки и сообщил, что в 2005 году "планируется достичь объема доходов бюджета области в сумме 50 млрд. рублей". Дальше последовала фраза, которую Россель буквально подарил оппозиционным силам. "Это вполне соответствует общему масштабу задач социально-экономического развития, - сказал губернатор, - Однако, к сожалению, это не закроет даже темпов инфляции. Надо выходить на 53-55 млрд. рублей. Предлагаю еще раз посмотреть наши резервы и проработать вариант бюджета с этими параметрами. Для достижения такого объема доходов бюджета потребуются дополнительные средства. В первую очередь - мобилизация собственных доходных источников".

Сегодня понятно, насколько июньские тезисы Росселя разошлись с реальностью. Доходы бюджета-2005 по словам экспертов экономического комитета Облдумы вряд ли превысят 48 миллиардов рублей, а выпадающие расходы оцениваются порядком цифр от 8 до 14 миллиардов рублей.

Кстати, глава комитета по экономической политике облдумы Владимир Терешков, который еще несколько недель назад раздавал бодрые комментарии СМИ о том, что бюджет будет напряженный, но выполнимый, 19 октября, на встрече с представителями муниципальных образований области сам, буквально, сорвался.

Речь зашла о том, что вследствие снижения с 1 января 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) уменьшится на полтора-два миллиарда рублей, приблизительно с 4 млрд. 456 млн. рублей до 2,5 - 3 миллиардов. Владимир Терешков публично озвучил этот факт, добавив при этом, что если не удастся найти выхода из ситуации, в 2005 году денег не будет хватать ни на что. Еще больше масла в огонь подлило следующее заявление депутата: "Я не представляю, из каких источников компенсировать выпадение средств. Сейчас сотрудники фонда и областного министерства здравоохранения проводят соответствующие расчеты. Я не исключаю возможности, что, в крайнем случае, свердловскими властями будут предприниматься "экстренные меры". На вопрос о том, какие именно, Владимир Терешков не смог дать четкого ответа.



МИНФИН ЗАМАЧИВАЕТ РОЗГИ



Еще месяц назад "Урал Паблисити Монитор" в материале от 17 сентября "Москва доковыривает дыры в областном бюджете" сообщал о проблемах, связанных с формированием бюджета области на 2005 год. Там также затрагивалась проблема ТФОМСа, проблема завышения налога на прибыль для муниципальных образований и многие другие вещи. Совершенно очевидно, что и Терешков и тем более Россель прекрасно "авторизовывали" все эти проблемы. Почему тянули до последнего - совершенно не ясно. Большинство наших экспертов сходится к тому мнению, что Эдуард Эргартович и компания до последнего не хотят расставаться с почетным статусом территории-донора, и собираются всеми силами отпираться от наличия дефицита в предстоящем бюджете.

Минфин РФ же для тех, кто таким образом выпендривается, уже "замачивает розги". Министр финансов РФ Алексей Кудрин уже не раз заявлял в СМИ, что, конечно, в этом году регионам будут причитаться серьезные субвенции, но ежели кому денег вдруг не хватит, а захочется еще, то они будут уже не как субвенции, а как ссуды, за которые надо будет по-взрослому платить проценты. Если же дыры в том или ином региональном бюджете превысят 30 процентов расходной части (Свердловская область со своими 10 миллиардами как раз попадает под этот пунктик), то на данную территорию придут надзиратели из Минфина и установят на месте систему временного управления.

Известно, что областной бюджет-2005 пока является засекреченным документом. Правительство обязано внести его в думу 1 ноября 2004 года. По идее черновик уже должен быть готов, ведь его еще нужно сверять с Минфином РФ. Представители областного Минфина две недели назад на заседании комитета Облдумы по экономической политике признались, что направили документы в Москву, но, несмотря на уговоры, отказались показать их народным избранникам, ссылаясь на то, что там есть только общие цифры. В контексте уже изложенных сведений причины такой таинственности вполне понятны. Только вот время Ч - 1 ноября наступит уже через 10 дней, после этого шила в мешке уже не утаишь.

UP-Monitor, Ульяна ЕЛФИMOВА

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024