Главные темы
01.10.2005, 00:00

ПРИМЕР "МОНЕТКИ" МОЖЕТ СТАТЬ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫМ

Юристы убеждены: чем больше судебных прецедентов по защите авторских прав, тем меньше вероятность появления новых махинаций

Урал паблисити монитор, Ира Шестовских


Практика показывает, что подавляющее большинство правообладателей по
собственной инициативе не начинают судебный процесс, считая, что не смогут
добиться справедливости в условиях неразвитого института защиты авторских
прав.

Между тем, по словам Евгения Дедкова, юриста фирмы "Городисский и
Партнеры" , специализирующейся на защите интеллектуальной собственности,
действующее законодательство позволяет правообладателю эффективно бороться
с незаконным использованием его товарного знака.


Например, сейчас в Арбитражном суде Челябинской области рассматривается
дело о защите товарного знака "Монетка" (известная екатеринбургская
торговая сеть). Дело в том, что до недавнего времени в Магнитогорске
функционировала крупная торговая сеть "Монетка" , к которой екатеринбургская
сеть никакого отношения не имела. Причем магнитогорцы зарегистрировали два
товарных знака: букву "М" в кружочке и слово "онетка" . Естественно, что
использовались знаки так, что воспринималось четко читаемое слово "Монетка".
Однако, как выяснилось, такие уловки не спасают от ответственности.
Данное дело еще не закончено, но ответчики уже прекратили правонарушение, в
суде обсуждается вопрос о сумме денежной компенсации.

Вместе с тем, признает Евгений Дедков, в законодательстве существуют и
проблемы:

- Следует отметить недостатки КоАП РФ: явно неадекватный двухмесячный
срок давности для привлечения нарушителя к административной ответственности
за незаконное использование товарного знака, а также не предусмотрение
процедуры административного расследования для данной категории дел.



Судя по появляющейся информации в СМИ, сегодня решение отстаивать свои
права принимают, в основном, крупные компании российский рынок наводнен
контрафактной продукцией, эксплуатирующей раскрученные брэнды, и убытки от
таких действий в результате оказываются весьма внушительными. Кроме того, в
арсенале крупных компаний, как правило, есть квалифицированные юристы,
которые способны грамотно вести дело, но подчас разбирательства принимают
форму затяжной войны. Достаточно вспомнить конфликт между уральским
концерном "Калина" и казанским "Нэфис Косметикс" , а также конфликт между
предприятиями "Техмаш" и "Комос" - обстоятельства этих инцидентов в той или
иной степени "Урал паблисити монитор" уже освещал. Отмечая растущее число
судебных разбирательств, специалисты в области защиты интеллектуальной
собственности уверены, что такую тенденцию следует считать положительной,
поскольку новые прецеденты формируют правовую культуру, в том числе, в деле
защиты авторских прав.


Особую актуальность эта тема приобретает в преддверии вступления России
во всемирную торговую организацию. Специалисты убеждены, что обладателям
товарных знаков, которые распространяют свои товары и услуги на территории
России - как отечественным производителям, так и зарубежным следует уже
сейчас активизировать свои усилия по защите интеллектуальной собственности.
В свою очередь от государства требуется усовершенствовать законодательную
базу и развивать судебную практику, поскольку, подчеркивают эксперты,
эффективно контролировать эти процессы в новых экономических условиях без
соответствующего опыта не представляется возможным.



Версия UP monitor от 29-Сентябрь Уральский рабочий, Лавочка
закрывается.
Игнат Ребров



Хозяева торговых точек, специализирующихся на продаже якобы
"брэндовой" одежды и обуви, в ближайшем будущем вынуждены будут сворачивать
свой бизнес. Вслед за показательными акциями с бульдозерной утрамбовкой
пиратских CD и DVD дисков, а также после задержания десятков тонн
нелегально ввезенной в Россию мобильной аппаратуры вызревает
финансово-таможенно-прокурорская охота на товары широкого потребления
сомнительного качества.
На территории Свердловской области лишь 7% населения могут .позволить
себе полноценно заботиться о своем облике, то есть становятся клиентами
поставщиков элитарной одежды и обуви, эксклюзивных ювелирных изделий и
косметики. Но для того чтобы чувствовать себя хотя бы чуть комфортнее,
остальные вынуждены пользоваться услугами продавцов откровенного
контрафакта или "липового брэнда".


Именно на обслуживании сотен тысяч потенциальных покупателей и
зиждется массовый салонно-бутиковый бизнес. Приобретая вполне доступный для
семейного бюджета "брэнд", клиенты редко заботятся о происхождении и
ценообразовании вожделенного предмета. Но всегда отдают себе отчет, что
приобретаемая вещь от горячо рекламируемого производителя не может стоить
так дешево. Впрочем, особо ломать голову не приходится - всем известно, что
подобный товар яростно клепается и бодро шьется в мастерских Турции и
Китая.
Из полутора сотен дислоцирующихся на территории Свердловской области
крупных предприятий легкой промышленности лишь десяток с большим трудом
держится на плаву. Прежде всего потому, что сограждане при активном
посредничестве поставщиков контрафакта массово инвестируют деньги в
развитие иностранной экономики. То есть, продавцы будто бы брэндовой
ветошью паразитируют на том, что изрядная часть наших сограждан остается
без рабочих мест и достойной оплаты труда.


Но если массовому покупателю отнюдь не зазорно пользоваться услугами
поставщиков контрафакта, то государству такая забава давно уже не по
карману. Мало того, что бюджет теряет миллиарды рублей на потенциальных
пошлинах, к России цепляется и обидное клеймо "международной свалки
пиратской продукции". Для государства, которое пытается войти во Всемирную
торговую организацию, подобный имидж смерти подобен. Поскольку членство в
ВТО предполагает цивилизованные правила коммерческой игры, а именно -
правила охраны интеллектуальной собственности.
Сегодня для коммерческих "пиратов" созданы самые благоприятные условия.
Наказание за торговлю контрафактом - от 3 до 15 минимальных размеров оплаты
труда. Зачастую это рыночная стоимость лишь одного изделия нелегального
происхождения. Помимо этого "пиратское" происхождение товара еще и
необходимо доказать. Поскольку в стране традиционно отсутствует
взаимопонимание между многими ведомствами, то, получив партию товара без
уплаты пошлин, хитроумный делец имеет массу лазеек, чтобы легализовать
"липовый" товар. Для того чтобы не только выявить ушлого коммерсанта, но и
возбудить против него уголовное дело, нужно заявление потерпевшего. То есть
- хозяина брэнда. Получить такую претензию почти невозможно, поскольку
ради подобных заявлений держатели торговых марок должны содержать в
России целую орду своих юридических представителей.


В январе этого года вступил в силу новый Таможенный кодекс. Но вскоре
выяснилось, что этот, даже свежесозданный, документ требует очередных
поправок. Обнаружилось, например, несоответствие отдельных положений
Таможенного кодекса РФ правилам TRIPs (Trade-Related Aspects of
Intellectual Property Rights), то есть международным стандартам защиты
брэндов. Поправки предполагается внести этой осенью. А пока таможенная
служба ведет процесс регистрации объектов интеллектуальной собственности,
то есть потенциальных жалобщиков. Сейчас в реестре значатся 490
отечественных и зарубежных правообладателей, среди которых держатели
всемирно известных торговых марок. Заключено соглашение с ассоциацией
"РусБрэнд", объединяющей российские и зарубежные компании, решившие
отстаивать свои законные права на российском рынке. С начала 2005 года
таможенными органами заведено 158 административных дел, связанных с
незаконным использованием различных торговых брэндов. Защите прав
интеллектуальной собственности было посвящено и недавнее специальное
совещание Генпрокуратуры РФ, итогом которого стала система координационных
мер по пресечению потока контрафакта. Как показывает практика, региональные
подразделения Генпрокуратуры весьма внимательно относятся к требованиям
своего руководства, поэтому уже в ближайшее время на территории
Свердловской области стоит ожидать достаточно жестких операции,
направленных против наживающихся на контрафакте дельцов. Вероятнее всего, к
репрессиям против "пиратов" будут привлечены не только подразделения
силовых органов, но и специалисты Минфина.


Следовательно, близится "показательная порка" недобросовестных
торговцев. Для того чтобы избежать участия в этом событии, хозяевам лавок с
контрафактным товаром придется или немедленно устроить экстренную
распродажу подозрительных вещей по максимально доступным для населения
ценам, или переправить наиболее сомнительный ассортимент туда, где он и
должен продаваться, - на "блошиный" рынок. Иначе весь "липовый брэнд" уйдет
в систему торговли конфискантом.




© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024