Главные темы
03.10.2005, 00:00

ВЫДЕРЖИТ ЛИ "ОМСКТРАНСМАШ" НАПОР ЛОББИ "УВЗ"?

Многолетняя конкурентная борьба оборонщиков переходит в политическую плоскость - теперь судьба российского танкостроения напрямую зависит от лоббистских сил, которые стоят за конкурирующими предприятиями

Версия UP monitor от 01.10.2005 Коммерсант, Омсктрансмаш поправил свердловские власти. Анна Гадалина, Татьяна Шушакова. Он не собирается передавать свое КБ "Уралвагонзаводу"



Вчера исполнительный директор ФГУП "Омсктрансмаш" Игорь Шумаков опроверг сделанное накануне губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем заявление о возможной передаче главного конструкторского бюро (КБ) омского завода ФГУП "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил, Свердловская область). По словам господина Шумакова, "Омсктрансмаш" может войти в единый с УВЗ бронетанковый холдинг, но лишь как "самостоятельное предприятие" без передачи каких-либо активов.


ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения" (ОЗТМ) специализируется на производстве танков Т-80У и Т-80УК и модернизации танков Т-55. Производство танков на ОЗТМ остановлено в 1998 году. С 2002 года на предприятии введено внешнее управление. В настоящее время "Омсктрансмаш" проходит процедуру банкротства. Кредиторская задолженность составляет 1,5 млрд. руб. Балансовая стоимость имущественного комплекса - более 2 млрд. руб. О возможной передаче КБ "Омсктрансмаша" на баланс УВЗ в минувший четверг заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель (см "Ъ" № 184 от 30 09 05). Он обосновал это тем, что танки сейчас изготавливаются лишь на УВЗ, и было бы логично присоединить КБ к нижнетагильскому заводу. Эту информацию подтвердили и на УВЗ. Вчера стала известна реакция руководства "Омсктрансмаша" на это предложение. Она оказалась резко негативной. Как заявил главный конструктор КБ омского танкового завода Игорь Шумаков, чиновники Федерального агентства по промышленности и Управления обычных вооружений Минобороны РФ обсуждают перспективы создания холдинга, в который войдут предприятия ОПК Урала и Сибири. Но, по его словам, "варианта, что мы будем передаваться Нижнему Тагилу, нет. Это будет холдинг, в который войдут несколько оборонных заводов. "Омсктрансмаш" войдет в него только как самостоятельное предприятие. Сейчас рассматриваются схемы вхождения в холдинг как отдельно КБ, так и ФГУП в целом".


Схожей позиции придерживаются и в правительстве Прииртышья. "Уралвагонзавод" пусть создает свой холдинг, в Омске должен быть создан свой. У нас была и своя концепция создания "Сибирской бронетанковой корпорации". Мы направили ее в правительство РФ. Думаю, пройдет еще много времени, прежде чем будет принято окончательное решение. Его будут принимать в Москве, а там обязательно выслушают мнение региона. А регион против такого варианта слияния заводов", - сказал начальник управления промышленной инновационной политики министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Валерий Лось. По его словам, региональные власти намерены обсудить будущее омских предприятий ОПК с советником президента РФ по оборонным вопросам Александром Бурутиным, визит которого в Омск ожидается в октябре-ноябре текущего года.




Версия UP monitor от 30.09.2005 Коммерсант, Урал вагонзавод готовят в монополисты.
Татьяна Шушакова



Вчера на пресс-конференции губернатор Свердловской области Эдуард Россель сообщил о начале переговоров с Генеральным штабом вооруженных сил РФ о возможной передаче главного конструкторского бюро (КБ) "Омсктрансмаша" (Омск) ФГУП "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил, Свердловская область). По словам главы региона, это позволит оптимизировать российскую бронетанковую отрасль. Эксперты же считают, что поглощение "Уралвагонзаводом" омского предприятия приведет УВЗ к монополизации бронетанковой отрасли.

ФГУП "Уралвагонзавод" (УВЗ) было построено в 30-е годы и специализировалось на выпуске грузовых железнодорожных вагонов. В период Великой Отечественной войны выпускало Т-34 и со временем стало самым крупным танковым заводом в мире. В настоящее время предприятие специализируется на выпуске бронетехники: танков Т-90, а также модернизированной модели танка 1-72. ГУП "Омский завод транспортного машиностроения" (ОЗТМ) считается основным конкурентом УВЗ. Завод выпускал танки Т-80У и Т-80УК, модернизированные Т-55. Производство продукции Т-80 на заводе остановлено в 1998 году. С 2002 года на предприятии введено внешнее управление. В настоящее время "Омсктрансмаш" проходит процедуру банкротства. Кредиторская задолженность составляет 1,5 млрд руб. Балансовая стоимость имущественного комплекса - более 2 млрд руб. Однако главное конструкторское бюро, созданное при предприятии, продолжает работу.
Негласное противостояние между ФГУП "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ГУП "Омский завод транспортного машиностроения" (ОЗТМ) было заложено еще в советское время. Нижнетагильское предприятие специализировалось на выпуске танков Т-90, а омское - Т-80. В 1998 году ОЗТМ остановил производство. Как полагают эксперты, УВЗ от аналогичной судьбы в то время спас выгодный оборонный заказ индийского правительства.
Однако нижнетагильское предприятие монополистом на рынке бронетехники не стало, так как государство не могло позволить ликвидировать полностью танковое производство в Омске. Дело в том, что Т-80 составляют большую часть парка танков российской армии, который необходимо ремонтировать и модернизировать. При ОЗТМ осталось работать главное конструкторское бюро.
Первые сообщения от Союза оборонных предприятий Свердловской области о передаче омского КБ "Уралвагонзаводу" появились еще в 2001 году. На омском предприятии эту идею категорически отвергали.

Вчера на пресс-конференции губернатор Свердловской области Эдуард Россель, рассуждая о заказе Минобороны на поставки танков, сообщил: "Я предложил начальнику Генерального штаба вооруженных сил России генералу армии Юрию Балуевскому передать главное конструкторское бюро Омска на "Уралвагонзавод". Заказы на танки сейчас увеличиваются, требуются новые технологии. А танки делают только у нас, все остальные предприятия погибли". Как утверждает глава региона, генерал Балуевский пообещал рассмотреть его предложение. Эдуард Россель также отметил, что омское КБ на базе УВЗ продолжит работать над Т-80. На "Уралвагонзаводе" подтвердили слова губернатора. Пресс-секретарь ФГУПа Борис Минеев рассказал "Ъ": "Передача бюро ОЗТМ на наше предприятие давно рассматривается. Это один из вариантов развития холдинга "Бронетанковая техника и артиллерия", который позволит объединить усилия предприятий ОПК". Правда, сроки создания холдинга, о создании которого российские власти заявляют в течение нескольких последних лет, по-прежнему неизвестны.


Между тем эксперты называют действия свердловских властей исключительно политическим шагом. Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал в беседе с корреспондентом "Ъ": "Если конструкторское бюро ОЗТМ будет передано УВЗ, нижнетагильское предприятие получит статус монополиста на рынке бронетехники, следовательно, в отсутствие конкуренции сможет диктовать свои условия российской армии". В то же время, отметил аналитик, омская школа танкостроения, как показывает практика, "умрет". Мнение руководства главного конструкторского бюро ОЗТМ корреспонденту "Ъ" вчера узнать не удалось.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024