Главные темы |
28.10.2005, 00:00
ЧЕГО НЕ ВИДИТ ОСИНЦЕВ?
|
По мнению наблюдателей, поверхностный стиль публичной работы с серьезными темами вполне может круто изменить политические перспективы претендента на кресло главы Екатеринбурга. Особенно, если крупнейшая федеральная реформа будет с треском "завалена" в Свердловской области |
Урал паблисити монитор, Полина Курбатова
Накануне Юрий Осинцев заявил, что Свердловская область готова к реализации нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", а областные власти активно разъясняли муниципальным руководителям преимущества новых взаимоотношений, которые возникнут между областью и муниципалитетами сразу после вступления его в силу. Между тем о неоднозначности 131-го закона эксперты высказывались уже не раз. Наряду с прогрессивной задумкой законодателей, вот уже второй год регионы и муниципалитеты пытаются нейтрализовать недоработки авторов муниципальной реформы.
Практика Екатеринбурга уже показала, насколько болезненной в условиях изменения муниципального законодательства оказалась передача социальных учреждений в областную собственность. Вопрос до сих пор остается открытым и представители городской администрации всерьез опасаются за сохранность системы социальной поддержки населения, считая что под угрозой оказалась судьба многих социально -значимых объектов, и будущее опытных, высококвалифицированных кадров: социальных работников. Камнем преткновения интересов области и города оказалась и передача природоохранных зон в ведение субъекта федерации. Неоднозначностью закона не преминули воспользоваться силы, напрямую заинтересованные в существовании политической нестабильности между двумя ветвями власти, причем ситуация одинаково остро стоит и перед Екатеринбургом и другими муниципальными образованьями Свердловской области.
"Урал паблисити монитор" попытался выяснить, какие ещё потенциально "взрывоопасные" моменты скрываются в статьях закона, еще не вступившего в силу, но уже ставшего предметом политического торга. Как пояснил председатель комитета областной думы по вопросам законодательства Сергей Лазарев, в последнее время предложения о внесении изменений в 131 закон поступают на рассмотрение в Государственную Думу РФ чуть ли не ежедневно, некоторые из них поддержаны и Свердловской областью. Инициаторами поправок выступают регионы, всерьез столкнувшиеся с многочисленными конфликтными ситуациями, порожденными муниципальной реформой.
Большинство предложений носит чисто технический характер и предполагает устранение коллизий права, но есть и принципиальные моменты, затрагивающие интересы МО и субъектов федерации.
Традиционно наибольшие споры вызывают вопросы разграничения собственности. В качестве критериев закон предлагает взять функции, которые выполняет объект собственности: федерального, регионального или же местного значения. Однако иногда объект может совмещать в себе несколько функций.
В Екатеринбурге, где городские и областные власти, прицениваясь, готовы сражаться за любой объект собственности, не обошлось без конфликтов, однако в области обнаружилась ситуация совсем иного рода: некоторые объекты находятся в столь неприглядном, ветхом состоянии, что возникла проблема бесхозного имущества, которое теперь, до 1 января, нужно срочно приписать кому бы то ни было. Власти ищут компромиссы: вы нам свои полуразрушенные памятники, мы вам продолжаем финансировать молодежную политику, выделим деньги на призывные пункты и ЗАГСы, - а вы ещё забирайте для продажи на аукционах бесхозные объекты. Такой торг сейчас идет практически между всеми муниципалитетами.
На фоне этих противоречий сложился конфликт вокруг Екатеринбургского "Кардио-цетра". Дело в том, что наряду со специализированной медицинской помощью (функция региона, т.е. Свердловской области), центр оказывает скорую медицинскую помощь (функция муниципалитета), что дает основание администрации города настаивать на том, чтобы "Кардио-Центр" остался в собственности города Екатеринбурга.
Не может остаться без внимания и противоречия во взглядах города и области на межбюджетные отношения. 131 закон определил лишь общие принципы организации межбюджетных отношений, а конкретизировать по логике законодательства их должен субъект Федерации, однако многие главы муниципальных образований высказывают свое видение проблемы.
Законодательное Собрание Свердловской области поддержало инициативу по наделению области и города полномочиями в области молодежной политики. Дело в том, что отсутствие у субъектов РФ и муниципальных образований правовых оснований для работы с молодежью лишает возможности бюджетного финансирования соответствующих программ, а также учреждений и органов по делам молодежи, реализующих такие программы.
По словам Елены Хлыбовой, заведующей отделом молодежных программ Департамента по делам молодежи Свердловской области, финансирование на сегодняшний день осуществляется из консолидированного бюджета, куда входят средства как области, так и муниципалитетов и немедленное разрешение этого вопроса как никогда актуально.
Бюджетная обеспеченность муниципалитетов вызывает большие сомнения, неизвестно смогут ли те налоги, которые теперь закреплены за муниципалитетами, обеспечить жизнедеятельность МО.
Вообще администрации муниципальных образований всерьез обеспокоены готовностью областного Министерства финансов работать по новой схеме, потому что на данный момент существует огромное количество вопросов, связанных с финансированием полномочий, которые официально переданы области, но по-прежнему финансируются муниципалитетами и наоборот.
В этом отношении земельный вопрос решается медленнее всего. Вызывает сомнение готовность муниципалитетов собирать земельный налог, который должен, согласно реформе, стать одной из основных составляющих бюджета любого муниципалитета. Дело в том, что до сих пор не проведена кадастровая оценка земли, и никто не может гарантировать, что за оставшиеся два месяца все земельные участки будут оценены. Как может собираться налог с земли, стоимость которой неизвестна, остается тайной для многих руководителей администраций.
Спорной остается и судьба средств массовой информации, прямыми учредителями которых выступали администрации муниципалитетов. На днях стало известно, что в Государственную Думу на рассмотрение принят проект закона о внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон "О средствах массовой информации".
В частности к полномочиям МСУ предлагается добавить полномочие по учреждению СМИ не только для опубликования муниципальных правовых актов, но и для "доведения до сведения жителей муниципальных образований официальной, культурной, социально-экономической, общественной и иной информации", что решает множество уже сложившихся конфликтных ситуаций вокруг муниципальных газет.
Получается, что самые насущные вопросы, касающиеся земли, имущества, бюджетов наспех решаются путем взаимных уступок и политических торгов между областными и местными властями. Здесь речь идет уже не о том, чтобы муниципалитеты поспевали за многочисленными поправками, принимаемыми на более высоких уровнях власти, а о том, чтобы 01.01.2006 "кровь из носу" в полном объеме вступил в силу новый закон о местном самоуправлении. Что будет происходить ближайшие два месяца, боятся предсказывать даже самые смелые поборники реформы.
Пока власти спорят о том, кому принадлежат коммунальные сети и бесхозные трансформаторы, население, которое по задумке законодателя должно было вплотную приблизится к власти, ждет тепла в домах и света на улицах, и по прежнему остается оторванным от вопросов "местного значения": на публичные слушания по вопросам реформы в муниципалитетах области собирается по 5 человек.
Таким образом, большинству представителей МСУ остается непонятным, на чем основан оптимизм господина Осинцева в сфере реализации федерального законодательства об основах местного самоуправления. Неизвестно станет ли власть ближе к народу и насколько более самостоятельными станут муниципалитеты в свих финансовых возможностях, пока их собственные доходы собираются в виде "призрачных" налогов и местные бюджеты все более зависит от субсидий, дотаций и субвенций от бюджетов других уровней.
Коммерсант-Урал, Аркадий Чернецкий раскритиковал земельный налог
Версия UP-Monitor [27/10/2005 00:00]
Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий заявил, что в проекте бюджета Свердловской области на 2006 год некорректно сформирована база земельного налога для бюджетов муниципальных образований. Господин Чернецкий считает, что собрать его невозможно, потому что на сегодняшний день в Екатеринбурге расположены участки, не имеющие собственника или находящиеся в собственности у физических и юридических лиц на льготных условиях. Кроме того, по его мнению, малый и средний бизнес не сможет платить земельный налог по завышенным ставкам.
Уральский рабочий, Когда б платить налог картошкой.
Версия UP-Monitor [26/10/2005 00:00]
Юлия Санатина: Это, конечно, шутка, но, как утверждает один научно подкованный знакомый, эта мера сразу бы выявила всю нелепость нынешних российских межбюджетных отношений: ну кому, скажите, пришло бы в голову гнать грузовики с картошкой из Красноуфимска в Екатеринбург, потом в Москву, а потом обратным путем частично возвращать в деревню?
Деньги, тем паче безналичные, все стерпят, они не картошка. Вот и гоняют их из конца в конец огромной страны, тысячи и тысячи финансистов заняты их подсчетом, хотя от такой перегонки больше денег, увы, не становится. А там, где их непосредственно зарабатывают, - на местах - их и вовсе почти нет.
Новый Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" в некоторой степени возвращает ситуацию с головы на ноги: с нового года муниципальные бюджеты будут состоять главным образом из собственных средств - поступлений от местных налогов. Так, в распоряжении муниципалитетов будет оставаться 40 процентов налога на доходы физических лиц (это 10,6 млрд. рублей), полностью земельный налог, единый налог на вмененный доход, налог на имущество физических лиц- в сумме это еще 4 миллиарда.
Прямо скажем, не густо. Тем более что отнюдь не все 93 муниципальных образования (именно столько их создано в Свердловской области, согласно новому закону) в состоянии заработать достаточно средств на свое собственное содержание: доноры и реципиенты сохранятся. Поэтому на помощь муниципалитетам в областном бюджете предусмотрено еще 12,8 млрд. рублей.
О том, как изменятся с нового года межбюджетные отношения в Свердловской области, вчера рассказали министр финансов Мария Серова и ее заместитель Светлана Климук. Слушатели - главы муниципальных образований и председатели местных дум - недоверчиво качали головами: с этой реформой пока что слишком много вопросов. Несмотря на то, что председатель Палаты представителей областного Законодательного собрания Юрий Осинцев бодро отрапортовал, что Свердловская область как всегда впереди России всей, к реализации нового закона готова. В пользу такого заявления привел Юрий Валерьевич и статистику: сколько проведено совещаний, принято законов и постановлений, приведено в соответствие уставов...
Однако жизнь, которая протекает не в стенах "Белого дома", а в городах и селах, показывает, что законодателям далеко не все пока удалось предусмотреть. Так, по словам многих выступавших, в частности, главы Невьянского района Анатолия Кокова, председателя Кушвинской городской Думы Сергея Чуркина, часть полномочий местной власти никак не обеспечена финансами. А за нецелевое использование бюджетных средств, как напомнила главам муниципалитетов М. Серова, предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
Остается надеяться, что в ходе работы над бюджетом-2006 депутаты областной Думы на все вопросы своих "меньших братьев" постараются найти ответы.
|
|
© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024
|