Главные темы |
01.02.2006, 00:00
КИРИЛЛОВ ДОВЕДЕТ ЛАТЫШЕВА ДО "ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА"
|
Истина гласит: когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму. А, падая в яму, можно повредить не только "политическую руку" или "политическую ногу", но даже и "политическую шею". |
Урал паблисити монитор, Константин Тимофеев:
Как пишут в некоторых уральских СМИ, полномочный представитель президента РФ на Урале Петр Латышев вопросы общественного мнения и политических стратегий доверил одному из своих помощников "в ранге заместителя" -- Борису Кириллову. Между тем, с чем более серьезными политическими и общественными задачами сталкивается полпредство, тем все более очевидно проявляется вопиющая профессиональная неадекватность малоопытного пиарщика, попавшего на высокое кресло, как говорят, исключительно благодаря протекции своего известного отца.
Ни для кого не секрет, что идеологическим хребтом полпредства в последние полгода является амбициозный проект Петра Латышева по строительству транспортного коридора "Урал промышленный - Урал полярный". Благодаря своей потенциальной эффективности (в результате реализации проекта прогнозируется увеличение ВВП РФ на 40%), проект получил неофициальный статус президентского, и по сей день является последним серьезным поводом, позволяющим Петру Латышеву в нынешней внутриполитической ситуации привлекать внимание главы государства и находиться в орбите текущих кремлевских интересов. Однако сложность задачи заключается в том, что под этот проект, любимое детище генерала Латышева, необходимы инвестиции в размере от 2 до 4 миллиардов "евро", и администрация президента настаивает на том, что половина этой суммы может быть привлечена из средств госрезерва РФ только в том случае, если на оставшуюся половину будут привлечены частные инвесторы как из РФ, так и из-за рубежа. Таким образом, задача полпреда Латышева проста - создать в проекте схему максимальной привлекательности, гарантий инвесторам и консолидировать все имеющиеся на эти цели региональные ресурсы. Именно поэтому с момента одобрения проекта президентом Путиным на совещании в Челябинске в июне 2005 года, полпредство по УрФО развернуло широкую работу по разъяснению среди элит УрФО и Москвы сути и возможностей планирующегося транспортного коридора.
Впрочем, как и предполагали экономисты, политический ресурс полпредства - явно недостаточная основа для затевания такой крупной стройки. Проекту Латышева однозначно нужна была своя региональная опорная проектно-производственная база. Проблема в том, что выбор этой базы оказался, по сути, ограниченным - в северном участке коридора "Урал промышленный - Урал полярный" (а именно северный участок составляет главную часть планирующейся стройки) оказалась лишь одна крупная строительная компания - "Ямалтрансстрой", бывшее объединение Минтрансстроя СССР, приватизированное в начале 90-х семьей его бывшего директора. "Ямалтрансстрой" -- 20-летний подрядчик "Газпрома" по строительству железной дороги по тундровому слою Ямала от Лабытнанги (станция "Обская") до Бованенковского месторождения газа. Все это время ежегодно газовый монополист направляет солидные государственные средства на строительство 500-километровой ветки, однако стройка за 20 лет не только продвинулась всего на 267 километров, но и стремительно приходит в негодность, требует реконструкции.
Стоит отметить, что проблему низких темпов и качества строительства "Ямалтрансстроя" подробно исследовала группа аналитиков под руководством замдиректора Российского института инвестиционного анализа Сергея Черкасова, направленная в УрФО прежним главой администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. Специалисты Черкасова в специальном докладе в администрацию президента сделали весьма и весьма громкий вывод о том, что сама приватизация семьей бизнесмена Игоря Нака в частную собственность объединения-монополиста "Ямалтрансстрой" и последующая схема неэффективного освоения этой частной компанией средств "Газпрома" являются коррупционными обстоятельствами, противоречащими интересам государства. Как заявил Черкасов, "в нынешней схеме строительства собственники "Ямалтрансстроя" экономически никак не заинтересованы в завершении строительства, доведении его до конца, потому что их прибыль, в силу монопольного положения "Ямалтрансстроя" и отсутствия конкуренции, зависит не от сроков и себестоимости строительства, а только от самого факта перечисления "Газпромом" госзаказа - ведь на тундру можно списать любые расходы, и реально ничего не строить". Черкасов, выступив сразу в нескольких российских и уральских СМИ, предупредил, что ни один нормальный инвестор-частник не станет вкладывать в проект "Урал промышленный - Урал полярный" свои средства, если не получит гарантий государства о том, что эти средства будут использованы эффективно.
В случае с "Ямалтрансстроем" никаких гарантий государства не может быть и в помине, поскольку компания является не только монополистом, но и неподконтрольной государству. В декабре прошлого года в федеральных СМИ появилась информация о том, что в Кремле принято решение о разработке схемы возврата под контроль государства дорожно-строительной монополии на Ямале.
Даже для некоторых малоискушенных в политических стратегиях чиновников УрФО с этого момента стало очевидно, что экономическая успешность реализации латышевского проекта начинает входить в жесткое противоречие с устоявшимися политико-экономическими реалиями Ямало-Ненецкого автономного округа. Бизнесмен, владелец "Ямалтрансстроя" и депутат Государственной Думы Ямала Игорь Нак -- не только одна из центральных и даже "корневых" фигур элиты ЯНАО. Он еще и руководитель регионального отделения партии "Единая Россия", обладающий самыми высокими связями и контактами во властных и деловых кругах УрФО и Москвы. В этой связи наивно предполагать, что схема, названная Сергеем Черкасовым "коррупционной", начиная от самой процедуры приватизации монополиста и заканчивая эффективностью освоения средств "Газпрома" на бованенковской стройке, родилась без участия самого широкого круга высокопоставленных чиновников ЯНАО и самого "Газпрома". Команда Латышева, по сути, встала перед выбором: отказаться от реализации амбициозного плдана генерала Латышева, спустить "Урал промышленный - Урал полярный" на тормозах или все-таки попытаться перестроить устоявшуюся политическую ситуацию в ЯНАО в соответствии с государственными интересами.
В конце прошлого года в интервью газете "Коммерсант-Урал" заместитель полпреда президента по УрФО Виктор Басаргин открыто признался: "Строители - сегодня самая главная проблема проекта". Весь замкнутый круг, перед которым встал уральский полпред, описывается в нескольких очевидных характеристиках: а) чтобы привлечь инвесторов, нужны четкие гарантии; б) чтобы обеспечить четкие гарантии, нужно полностью контролировать производственную базу проекта; в) "Ямалтрансстрой" -- единственная компания в регионе строительства, но она почти неподконтрольна государству; г) главная стройка "Ямалтрансстроя" имеет коррупционную репутацию, и это отпугивает инвесторов; д) чтобы вернуть "Ямалтрансстрой" под контроль государства, нужно вмешиваться и изменять политическую конфигурацию во властных кругах ЯНАО, подчиняя ее интересам проекта; е) изменяя политическую конфигурацию, нельзя уронить авторитет властей УрФО и ЯНАО перед инвесторами.
Как выходить из этого замкнутого круга? Сложность конструкции такова, что в поисках ответа на этот вопрос Латышеву требуется профессиональная помощь в сфере стратегического и политического консалтинга. Цена вопроса весьма высока: это судьба проекта "Урал промышленный - Урал полярный" и репутация генерала Латышева. Каковы же реальные генеральские возможности успешно разрешить все ямальские проблемы? Судя по последним публикациям в СМИ, главным специалистом по Ямалу и "идеологом" генерала в проекте "Урал промышленный - Урал полярный" позиционирует себя не кто иной, как пресловутый "помощник в ранге заместителя" Борис Кириллов. Анализируя выступления Кириллова в течение последних двух-трех месяцев, можно прийти к однозначному выводу, что "ранговый помощник" тратит немало времени, сил и средств на поднятие собственного авторитета в кругах политико-экономических элит УрФО. Тем временем ситуация с проектом "Урал промышленный - Урал полярный" постепенно заходит с тупик не без помощи (или при непосредственном безграмотном попустительстве) самого Кириллова.
"Идеологический" мозг помощника за все время дошел пока только до банальной мысли о том, что скандальная ситуация вокруг "Ямалтрансстроя" является результатом борьбы ямальских элит в окружении губернатора Неелова (хотя это и так понятно, а проблемы не решает). Об этом, а также о том, что "Ямалтрансстрой" стал жертвой "черного пиара", Кириллов и "трубит во все стороны", явно забывая, что работает не пресс-секретарем бизнесмена Нака, а помощником полпреда. От лица полпреда Кириллов уверяет, что "Ямалтрансстрой" работает эффективно, и его работа "нас устраивает". Таким образом, сам того не замечая (по глупости ли, по личной заинтересованности ли), "идеологический" помощник Латышева позиционирует полпреда президента РФ в УрФО ни много, ни мало - фактически гарантом соблюдения в нынешнем виде названной специалистами "коррупционной" схемы Бованенковской стройки. Схемы, которая рано или поздно будет сломана самим Кремлем, "Газпромом", правительством РФ, и сломана с большим грохотом - чего стоит только угроза вступающего в силу закона о необходимости конкурсного размещения всех государственных заказов. В этой связи очевидно, что заявления и позиция Кириллова, выдаваемая СМИ за позицию полпреда наносит планам самого полпредства по реализации проекта "Урал промышленный - Урал полярный" прямой экономический ущерб.
В конце января в Салехарде не состоялся очередной плановый аукцион по продаже 9% акций "Ямалтрансстроя" -- на конкурс не поступило ни одной (!) заявки инвесторов. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в частную компанию, принадлежащую Игорю Наку. Компанию, долги которой, не смотря на ежегодное финансирование государственной монополией, сопоставимы со стоимостью всех ее активов. Они не хотят вкладывать деньги в строительную монополию, которая каким-то невероятным образом осваивая почти миллиард долларов, не сумела построить 500-километровую дорогу за 20 лет…
Провал аукциона в Салехарде стал еще одни подтверждением того факта, что в ямальской проблеме у полпредства сегодня только один выбор: либо жестко пресечь коррупцию в ЯНАО и вернуть ЯТС под контроль государства - либо тихо сворачивать шумную эпопею под названием "Урал промышленный - Урал полярный". Правда, есть большие сомнения в том, что при наличии таких "идеологов" как сегодня, генералу Латышеву хоть кто-то положит на стол такой вывод.
ссылки по теме:
"КРЕМЛЕВСКИЕ" НАШЛИ НА ЯМАЛЕ НОВЫЙ "ЮКОС"
; НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ "ЯМАЛТРАНССТРОЯ" - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ?
; НОВЫЙ КОНФУЗ БОРИСА КИРИЛЛОВА
|
|
© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024
|