Главные темы
22.03.2006, 00:00

МАРЧЕВСКИЙ ПРОТИВ КИО

Апологеты российского цирка встали на защиту репутации любимого народом искусства
Областная газета, Анатолий Марчевский: "Слухи о смерти цирка сильно преувеличены" [21/03/2006]

Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА:
Поводом для встречи с директором екатеринбургского цирка стало интервью Игоря Кио газете "Аргументы и Факты". Известный иллюзионист настаивает на том, что русский цирк скорее мертв, чем жив. Признаки кончины, по мнению Игоря Эмильевича, налицо - полупустые залы, старые трюки и бегство русских артистов за рубеж.




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: То, что имя Игоря Кио не собирает залы, еще не говорит о смерти всего циркового искусства. И то, что "цирк давно ничего не менял и устарел" - в большей степени касается лишь его собственного аттракциона. Если русский цирк умер, как он может ежегодно завоевывать на всех , фестивалях "золото" и "серебро"? Ни кино, ни театр такого количества международных побед не имеют. "Росгосцирк" по-прежнему лидер на мировой арене, - предварил все вопросы Анатолий Павлович.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: В чем действительно прав Кио - цирк вошел в рынок...




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Да. И потерял государственную поддержку, такую ощутимую при социализме. Она позволяла свободно творить, изобретать, придумывать, государство помогало в изготовлении реквизита, костюмов. Лишь бы и мы только служили во благо искусства и радовали максимально большое число зрителей. Цирк был самым демократичным, самым доступным видом искусства, и при этом не только развлекал, но и воспитывал. Без государственной поддержки в цирке стало меньше создаваться групповых номеров, появляться новых имен.
Сегодня к культуре у государства вообще никаких претензий нет. Никто не обозначил, какую нагрузку она должна нести.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: И даже при этом трудно согласиться, что в цирк перестали ходить...




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Отсутствие сборов - не проблема цирка, а беда общества: у людей просто нет денег. Они хотят ходить и к нам, и в театр, а семейный бюджет позволяет это делать только 20 процентам населения. Если раньше средняя семья бывала в цирке каждые три месяца, теперь только раз в два года. У нас нет льгот ни на прокорм животных, ни на электричество, ни на тепло, ни на ремонт, ни на постановку цирковых спектаклей... Мы вынуждены поднимать цены на билеты, чтобы иметь хоть какие-то средства. При этом теряем зрителя. Замкнутый круг. Да, раньше в цирке всегда был аншлаг. Билет стоил 1 рубль 20 копеек. Зарплата в 120 рублей позволяла прийти сюда сто раз. Сегодня, чтобы сходить сто раз в цирк на первый ряд, нужно получать 30 тысяч. Я неоднократно был свидетелем того, как родители отправляют ребенка в цирк, а сами ждут его за дверями: нет денег. К нам, я искренне уверен, надо ходить "семьей, и каждому будет интересно. Семейный театр, особая форма искусства, когда дети видят одно, а взрослые в этом же - абсолютно другое.




Цирк - уникальное явление. И именно в нашей стране. Но чтобы у нас были полные залы, нужно либо людям добавить зарплату, либо государству начать поддерживать объекты культуры. Из федерального бюджета Екатеринбургский цирк не получает ни копейки, а коммунальные платежи сжигают 80 процентов доходов!




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Русский цирк - это географическое понятие, или что что-то более емкое? Ведь не существует, к примеру, испанского цирка...




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: В каждой стране существуют цирки, но они все примерно одинаковые. Отличаются лишь костюм и музыка. Наш еще в 1918 году был признан видом искусства, а не балаганом. Поэтому отношение государства было другим. Уровня, что достиг советский цирк, нет ни у одного цирка в мире. (Хотя везде есть русские артисты!)... Можно найти отдельные номера в Германии, Италии, но чтобы столь мощная индустрия - такое только у нас. Правда, в последнее время появился конкурент - китайский цирк, взявший многое из советской системы поддержки этого важнейшего из искусств. И у них очень хорошие результаты.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Сколько в сезон в Екатеринбурге бывает цирковых программ, и как они собираются?




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: За год к нам приезжает, как правило, шесть программ. В "Росгосцирке" сегодня 8 тысяч артистов, около 3000 голов животных. Многих я знаю, со многими работал. Проходят международные фестивали, я бываю на них, смотрю, кто что новое сделал. Словом, владею базой данных. Театр одним составом может ставить разные пьесы, у нас - одни уехали, другие приехали. Цирк - пожизненный конвейер, ведь назавтра слоны не превратятся в тигров, а клоуны останутся клоунами...




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Вы сами часто удивляетесь в цирке?




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Да, порой я ловлю себя на мысли: "Эх, как ловко он это сделал", или "Ничего себе трюк", "Вот так жонглер"... Все мы поем, но как поем, все нажимаем на клавиши, но как нажимаем...




Новые трюки появляются постоянно, потому что цирк - искусство молодых. Если у молодого человека есть учитель, он быстро добьется успеха. Наставник передает опыт, чтобы молодые не начинали с нуля.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Среди претензий Игоря Кио была и та, что в цирке не осталось знаменитых имен...




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Цирк и в досоветский период, и сейчас живет на династиях. Новые таланты, имена чаще появляются, когда государство берет цирк под свою защиту и позволяет творить. Не всегда династия - лучший вариант для продолжения жанра. И очень часто человек со стороны оказывается более талантливым. Но у него должны быть условия для проявления своего дара.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Как вы относитесь к идее частного цирка?




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Плохо. Частный цирк - это балаган. Отработать программу несложно. А где животных, например, содержать? На Западе частный цирк похож на зоопарк - зверюшек водят по кругу, все умиляются. Правительство Швейцарии, поддерживая цирк, обязует его проехать по всей стране с благотворительными представлениями, заезжая в самые отдаленные уголки. За это цирку доплачивают.




Наталья ПОДКОРЫТОВА, Евгения ЗЫКОВА: Максим Никулин, также отреагировавший на заявления Кио, сказал, что цирк не умирает, его убивают. Наверное, и такими выступлениями тоже?..




Анатолий Марчевский, директор екатеринбургского цирка: Однозначно. Я в Екатеринбурге когда-то с трудом затаскивал в цирк людей, от которых зависит принятие законов, выделение денег. Они говорили: "Да что я, ребенок, что ли?..". У многих сформировалось ощущение, что цирк - что-то сугубо детское, типа зоопарка. Но после представления многие искренне радовались: "Мы отдохнули, это восхитительно, настоящий глоток кислорода". И стали помогать поднимать цирк. Мы формируем у власти определенное представление о культуре цирка, а после таких заявлений, где "все плохо", надо начинать "агитацию" снова.




К сожалению, наше правительство считает цирк элементом шоу-бизнеса и потому очень хочет спихнуть заботу о нем с государственных плеч. Когда начинается бизнес, заканчивается искусство. Я уверен, что воспитание наших детей нужно начинать с отечественных мультиков, русских народных сказок, добрых и поучительных спектаклей, а не с покемонов, симпсонов и звездных войн. Ведь чего греха таить, государство не занималось культурой со времен перестройки.




Я не против коммерческих проектов. Но государственные должны быть заметнее, позитивнее. Они должны формировав мировоззрение маленького человечка, защищать его от некачественной, псевдокультурной продукции. Коль у нас нет цензуры, так государство обязано противопоставить низкопробным спектаклям, концертам, представлениям высокохудожественное искусство, сформировав некий государственный заказ. Мы, родители, ставим ребенку обязательные прививки в поликлинике. А кто сделает столь же обязательную духовную прививку? Прежде всего цирк, куда малыша, как правило, впервые выводят "в свет". Здесь красота, гармония, добро. Всегда положительные эмоции. Это искусство формирует духовный мир человека, а если надо - врачует его. В цирке нет негатива.
Российский цирк - наше национальное достояние...

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024