Главные темы
27.04.2006, 17:10

Сбыт-бизнес Виктора Вексельберга

Лишь спустя много лет до свердловских министров дошло, что сверхприбыльными госактивами они расплачивались за «замки на песке»
«Урал паблисити монитор», Ольга Чубанова
 
На этой неделе свердловские власти выразили недовольство деятельностью  «Уральской нефтяной компании». Как сообщил «КоммерсантЪ», суть претензий, оформленных официальным протоколом и доведенных  в письменной форме до адресата -  владельца контрольного пакета предприятия - сформулировала министр экономики Галина Ковалева:  ТНК-ВР не выполняет постановлений  правительства «О создании открытого акционерного общества “Уральская нефтяная компания”» и «О проведении конкурсов на получение лицензий на проведение работ по разведке углеводородного минерального сырья». Это выражается в том, что УНК, которая  специально создавалась для  организации геологоразведочных изысканий,  добычи нефти в Свердловской области и строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на деле  занимается только масштабным сбытом  горюче-смазочных материалов, причем на «активах», внесенных в ЗАО среднеуральским правительством.
 
Надо сказать, что вызывает удивление не столько даже весьма жестко сформулированная  позиция региональных  министров  в отношении предприятий своего главного бизнес-партнера – российского олигарха Виктора Вексельберга, сколько то, что на осознание факта, что сверхприбыльными имущественными активами область, по сути,  расплачивалась за «замки на песке» у членов кабмина ушло несколько лет.
Чтобы понять суть возникшего конфликта,  вернемся к истокам создания УНК.  
 
Контуры амбициозного проекта среднеуральского правительства  по превращению Свердловской области в нефтедобывающий регион определились примерно в 2000 году. Главным  его лоббистом  выступило  Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Как утверждал глава МУГИСО Вениамин Голубицкий,  после того, как  УНК заработает в полную силу, решится сразу несколько глобальных задач. Во-первых, Свердловская область обретет статус субъекта с нефтяными ресурсами и получит более высокую степень  финансово-политической самостоятельности. Во-вторых, проект принесет дополнительные доходы в областной бюджет и  новые инвестиции в экономику. В-третьих, добыча нефти даст ощутимый социальный эффект в депрессивных  Гаринском и Таборинском районах. Ну и, в-четвертых, регион обретет реальную перспективу обеспечить себе энергетическую независимость в долгосрочном будущем.
 

То, что специалисты изначально оценивали запасы Чернореченского нефтеносного  участка как средние и мелкие,  свердловских министров не смущало. Достаточно вспомнить, что еще в  начале 90-х  компания Уралнефть, имея весьма серьезного инвестора в лице Газпрома,  попыталась начать разработку среднеуральских  нефтегазовых залежей. Но уже  через несколько лет  Газпром оставил эту затею, признав проект экономически неэффективным.

 

Между тем, по якобы  уточненным на момент старта проекта «УНК» данным Мингосимущества, предполагалось, что  под землей одного только Гаринского района могут храниться запасы «черного золота» в объеме от 400 до 600 млн тонн.

 
Радужное энергетическое будущее Среднему Уралу взялась обеспечить  ФПГ «Ренова»  в обмен на целый  ряд преференций со стороны областных властей, владевших крупными пакетами акций  «Свердловскнефтепродукта» и «Екатеринбургнефтепродукта» -  основных игроков на местном рынке нефтесбыта. Предполагалось, что входящая в нее  ТНК получит контроль над объединившей вышеупомянутые  компании крупной сбытовой сетью «Уралнефтепродукт», контролировавшей до 30% рынка ГСМ  в регионе, а также над ТЗК «Кольцово». Вмешательство «Сибнефти», выкупившей контрольные пакеты у топ-менеджеров компаний, входящих в «Уралнефтепродукт», отсрочило начало финансово-политической  многоходовки «Реновы». Но и только.   
 
Новый расклад на нефтяном рынке Свердловской области  привел к тому, что свердловская власть уступила   ТНК контрольный пакет (51%) ОАО «Уральская нефтяная компания», оплатив  свою долю (49%) акциями нефтесбытовых компаний. Сразу после своей презентации, состоявшейся  в середине 2001 года, УНК приступила к  активному  освоению  рынка сбыта ГСМ на Среднем Урале, не помышляя, судя по всему,  ни о каком инвестировании  нефтегазодобычи и тем более – о строительстве НПЗ. Справедливости ради стоит отметить, что две декоративных вышки на полученных  согласно лицензионному соглашению месторождениях  ТНК все же поставила:  на скважинах в Красноуфимском районе, законсервированных   где-то годах в 60-х за ненадобностью.  
 
Между тем,  обеспечив себе  плацдарм в виде ТЗК «Кольцово» для реализации главной цели затеянной многоходовой  политической игры Виктор Вексельберг , по сути,   расчистил себе путь  к одному из самых лакомых кусков в областном  имущественном пироге  -  свердловскому  аэропорту.
 
Согласно плану приватизации государственного имущества на 2002 год областные власти намеревались провести инвестиционный конкурс на право участия в ЗАО «Инвест-Кольцово», задачей которого станет глобальная реконструкция «Кольцово».
В декабре 2002 года стало известно, что судьбу екатеринбургского порта областная власть абсолютно без всяких конкурсов решила вверить компании «Ренова». Это решение Мингосимуществу удалось в рекордные сроки провести не только через  свердловский кабинет министров, но и через обе палаты Законодательного Собрания. Депутаты, поднявшие было вопрос о неправомерной передаче компании Виктора Вексельберга очередного имущественного актива государства после соответствующей «обработки» быстро потеряли исследовательский пыл. «Мы активно работали с депутатами, направили им все документы, касающиеся сделки. И они поняли, что никаких подковерных игр нет», - так объяснил Вениамин Голубицкий журналистам случившуюся за один день резкую перемену в настроениях парламентариев.
 
В результате 75% акций «Инвест-Кольцово» было  передано компании «Ренова-Инвест», а 25% осталось в распоряжении  администрации Свердловской области. В оплату своей доли «Ренова-Инвест» внесла принадлежавшие ей 22,5% акций аэропорта и 227 млн. руб., а область – свои 25,5% акций аэропорта, оставшихся в ее распоряжении.
 
Согласно договоренности с госсобственником,  «Ренова», получившая контроль над среднеуральским небом,  должна была частично  профинансировать работы по созданию международного хаба, которые предусматривают модернизацию аэровокзального комплекса, строительство двух новых терминалов, нового цеха бортпитания, удлинение двух взлетно-посадочных полос, строительство третьей ВПП, модернизацию и установку современного светосигнального оборудования и средств радиотехнической безопасности полетов. На все это требовалось  порядка $130 млн. В целом программа по превращению Кольцово в международный хаб  была рассчитана до 2010 года, а первый ее этап должен был завершиться еще в 2004 году.
   Новый владелец «Кольцово»  не спешил выполнять свои обязательства и начал управление портом с того, что максимально ужесточил ценовую политику  по обслуживанию бортов: по сей день цены на керосин, который ТНК разливает в Екатеринбурге,  являются  одними из самых высоких в стране. Что же касается реконструкции, то Вексельберг,  видимо ничего не имея против самого проекта, вовсе не собирался вкладываться   в него своими деньгами. Игнорируя неоднократные упреки губернатора Эдуарда Росселя     в срыве сроков начала работ и нарушении договоренностей, заметно  «Ренова» начала финансировать строительство первого  терминала только в прошлом году. Причем  деньгами, заработанными самим же аэропортом в результате проводимой  его руководством  драконовской тарифной политики.
 

Безусловно, что в отличие от весьма сомнительного с точки зрения экономической эффективности  бизнес-проекта  по созданию полного цикла нефтедобычи и переработки, превращение  «Кольцово»  в хаб сулит неплохие бизнес-перспективы и вполне вероятно, что когда-нибудь свердловские власти приблизятся к заветной цели сделать Екатеринбург крупным  мировым транспортно-логистическим центром. Другое дело, что планы регионального правительства будут, скорее всего,  оплачены доходами от управления бывшим государственным имуществом, полученными сначала в управление, а затем и в собственность с помощью применения убыточных для государства схем. Стоит отметить, что технология бесплатного поглощения прибыльных госактивов за счет  использования административного ресурса многократно обкатывалась Виктором Вексельбергом, в том числе в Свердловской области.

 

Помимо приведенных примеров, можно вспомнить историю  вхождения  его ФПГ в алюминиевый бизнес Урала, когда, получив сначала в трастовое управление контрольные пакеты крупнейших  областных метзаводов,  через некоторое время  «Ренова»  оплатила их приобретение за счет доходов от прибыли этих же самых предприятий.

 

На этой неделе развеялся очередной миф о чрезвычайной полезности ФПГ «Ренова» для экономики Среднего Урала. Отвоевав  8% регионального рынка сбыта нефтепродуктов,  и получив только в 2005 году 127 миллионов рублей чистой прибыли от реализации ГСМ,  руководство Тюменской нефтяной компании даже не стало делать «хорошую мину при плохой игре». Оно просто отказалось от лицензии на право   нефтеразработок на Чернореченском участке, объявив их бесперспективными. Оказалось вдруг, что запасы углеводородов в этом месте не превышают 16 млн тонн. К тому же внезапно выяснилось, что на территории области проходит всего два магистральных трубопровода, а этого явно недостаточно для рентабельного функционирования нефтеперерабатывающего завода.

О том, что эксперты то же самое утверждали еще более чем 10 лет назад, никто, естественно вспоминать не хочет. В том числе и свердловские министры, которые в форме официальных протоколов теперь выражают недовольство тем, что обещанные Вексельбергом нефтяные горизонты так и остались невыполненными обещаниями  «инвестора». Что ж,  у игр  между чиновниками и бизнесом всегда свои правила и свои задачи, другое дело, что проигрывает в них  почему-то чаще всего  государство, призванное защищать общественные  интересы большинства населения.

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024