Главные темы
13.12.2006, 14:48

Антисоциальный проект госдепа Язева

Законодательная инициатива уральского депутата по введению принципа "платит звонящий", которая подавалась им исключительно как социальная забота о малоимущих, на практике ударила по карману большинства россиян и обеспечила сверхприбыли мобильным компаниям


пресс-папка к теме

Газета "Уральский рабочий" от 12.12.2006, Роскошь общения по телефону.
Автор сообщения: Клочков В.
Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 13.12.2006 (37.26)
Виктор Клочков: Раньше на Новый год было принято рапортовать о достижениях. Сейчас эта традиция возрождается. Так, поспешили отрапортовать о своих сверхплановых прибылях сотовые операторы. А ведь еще летом плакались, что введение принципа «все входящие бесплатно» их чуть ли не разорит.

Из опубликованных отчетов о деятельности МТС и «Вымпелкома» следует, что их чистая прибыль по сравнению с периодом, когда за входящие нужно было платить, возросла на 65 и 37,7 процента соответственно. И гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов честно признал, что такими сверхдоходами они обязаны «бесплатным входящим». «Введение этого принципа привело в порядок межоператорские расчеты и способствовало росту наших доходов», — сказал он.

В связи с этим уместно вспомнить, как сотовые операторы уверенно прогнозировали падение своих доходов минимум на 10% из-за введения принципа «все входящие бесплатно». И слезно молили, чтобы в их пользу перечислялось не 95 копеек за минуту разговора по стационарному телефону с обладателем мобильника, а хотя бы 1 рубль 10 копеек.

Напомним также, что решение не взимать плату за входящие звонки было принято с благой целью — уменьшить расходы абонентов сотовой связи. Но получилось все с точностью до наоборот. «Раньше сотовики в один голос утверждали, что расходы их клиентов будут сокращаться, — говорит аналитик «Тройки Диалог» Евгений Голоссной. — Но в действительности тарифы за пользование сотовой связью выросли в среднем не менее чем на 10%». А вышеупомянутые МТС и «Вымпелком» стали зарабатывать на каждом клиенте на 16% больше, чем раньше.

Ни для кого не секрет и то, каким образом сотовым операторам удалось не только компенсировать предполагаемые потери от введения бесплатности входящих звонков, но и достичь рекордных прибылей. Прежде всего за счет повышения стоимости первой минуты разговора на 30—50 копеек.

Причем, когда это было сделано, с успокаивающим заявлением выступил первый заместитель гендиректора «Мегафона» Алексей Ничипоренко. «В любом случае это повышение не приведет к росту среднемесячных затрат на мобильную связь, за счет бесплатных входящих они останутся на прежнем уровне или даже несколько снизятся», — пообещал он.

Наверное, так оно и было бы, если бы сотовики на этом остановились, но они пошли дальше. «Большая тройка» в лице МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» установила фиксированный курс доллара для взаиморасчета с абонентами, который на 2,5 рубля выше официального.

Плюс к этому они стали зарабатывать на «братьях своих младших», других операторах, введя для расчета с ними спецтариф на 15 копеек больше, чем внутри «большой тройки». Что, правда, продолжалось недолго, так как вмешались антимонопольщики — это явно было недобросовестной конкуренцией.

Кстати, вопреки всем своим стенаниям, сотовые операторы смогли заработать и на владельцах стационарных телефонов. В чем можно убедиться, проведя несложный арифметический расчет. Так, за минуту разговора по стационарному телефону с владельцем мобильника городская телефонная станция должна перечислять с назначенных за это 1,5 рубля 95 копеек сотовикам. Раньше же, когда за входящий звонок платил обладатель сотового, тарифы в среднем составляли 15—30 копеек за минуту разговора. То есть теперь связь подорожала чуть не в 6 раз!

Напомним, что из 142,7 миллиона российских граждан 135 пользуются мобильной связью. И получается, что из-за благого намерения сделать входящие звонки бесплатными залезли в кошелек чуть не к каждому россиянину. В том числе и к бедным, которых у нас, по последним данным, насчитывается 60 миллионов человек.

В то же время, по сведениям заместителя министра информационных технологий и связи Бориса Антонюка, «очередь на установку домашнего телефона в России насчитывает более 5 миллионов человек и не собирается уменьшаться». И много таких мест, где стационарная телефония требует гораздо больше вложений, нежели сотовая. А кое-где мобильник вообще единственное средство связи. И повышение цены на сотовую связь означает, что полная телефонизация России осуществится еще не скоро.

То, как дружно «большая тройка» отбила свои потери от введения бесплатности входящих звонков и даже увеличила прибыль за счет сходных действий, заставляет вспомнить о новом варианте Федерального закона «О защите конкуренции», принятом в этом году. В нем содержится норма о коллективном доминировании — это когда три участника товарного рынка имеют на нем суммарную долю более 50%. И под эту норму вполне подпадают МТС, «Вымпелком» и «Мегафон». Что должно заинтересовать антимонопольные органы, которые могут в таком случае отменять плату за отдельные услуги либо изменять тарифы на них в сторону уменьшения. Тем более что появление новых игроков на телекоммуникационном рынке до предела затруднено сложностью получения разрешительных документов, так что вполне можно говорить о «естественной монополии».

И это надо сделать еще и потому, что со следующего года возрастут расходы граждан, имеющих домашние телефоны. Так, в Москве за возможность разговаривать без ограничений будут платить на 90% больше — 380 рублей. Плюс к этому, напомним, придется отдельно платить за звонки на мобильный с городского — 1,5 рубля за минуту. И в первую очередь это коснется пожилых людей, которые хотят чаще общаться со своими взрослыми детьми. А в той же Москве, например, 15% населения составляют люди старше 65 лет. И такое повышение расходов на телефон для них чувствительно.

Остается только надеяться, что в Свердловской области региональные телефонные компании воспользуются правом устанавливать свои расценки на 20—40% ниже Федеральной службы по тарифам.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024