Главные темы
14.12.2006, 14:23

Частно-государственный проект "Уралмаш"

Похоже, что в нынешних политических условиях стратегическое будущее за теми бизнес-проектами, в которых государство сохраняет контроль, но при этом предоставляет широкие возможности частному капиталу


пресс-папка к теме

Газета "Уральский рабочий" от 13.12.2006, Общей тягой
Автор сообщения: Морозов А.
Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 14.12.2006 (41.00)
Андрей Морозов: За последнее время в России, в том числе и в Свердловской области, государство вернуло себе контроль над рядом стратегических предприятий. И любопытно оценить то, как новые собственники управляются со свалившимся на них богатством.

Переключить скорость

Сначала о достигнутых успехах. Так, под управлением «Рособоронэкспорта» «АвтоВАЗ» серьезно улучшил свои экономические показатели. За девять месяцев текущего года прибыль возросла на 1,5 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Естественно, коли в одном месте прибыло, то в другом убыло. В данном случае убыло у криминальных группировок, облепивших «АвтоВАЗ» при прежних хозяевах. И потому между ними обострилась борьба за контроль над наиболее прибыльными частями автомобильного гиганта и зазвучали автоматные очереди.

Поразила автозавод и старая болезнь — кризис со сбытом автомобилей. Количество непроданных машин производства «АвтоВАЗа» перевалило за 80 тысяч штук, что вдвое больше нормы. И спрос снижается на 10% в месяц.

Подобное наблюдалось в 1998 году. Но тогда справиться с кризисом помог резкий скачок курса доллара. В 2002 году распродать скопившиеся на складах автомобили удалось за счет остановки на две недели главного конвейера.

Нынешний кризис сбыта, по мнению дилеров, вызван вынужденным повышением отпускных цен с целью поддержания рентабельности. В результате «десятки» стали стоить от 9400 долларов и почти сравнялись по цене с недорогими иномарками. Например, Renault Logan можно купить сейчас за 9500 долларов.

По мнению Олега Наумова, президента Российской ассоциации дилеров, у «АвтоВАЗа» есть шанс сохранить стабильный спрос на свои машины при снижении их цены до 7000—8000 долларов. Кроме того, нужны новые современные модели.

А чтобы снизить стоимость автомобилей семейства Lada и запустить в производство новые марки, необходимы очень серьезные инвестиции, а их нет. К тому же тают надежды на получение 5 млрд долларов от государства, которые были обещаны «Рособоронэкспорту» перед его приходом на «АвтоВАЗ».

И похоже, что оборонщики видят выход в кооперации с частным капиталом. На днях «Рособоронэкспортом» объявлено о создании на паритетных началах с Альфа-банком совместного предприятия «Патриот-Капитал». Ему поставлена задача заниматься оптимизацией финансовой деятельности, реструктуризацией задолженности и доверительным управлением государственными активами. Пока только в сфере оборонно-промышленного комплекса. Но в ближайшей перспективе в его ведение попадут и новые приобретения «Рособоронэкспорта».

Интересно, что «Рособоронэкспорт» начал привлекать частный капитал к сотрудничеству и со своими вполне благополучными предприятиями. Это касается прежде всего корпорации «ВСМПО-Ависма», чьи акции после перехода под контроль государства подорожали более чем на 10% и сейчас торгуются близко к историческому максимуму.

Как мы понимаем, частный капитал задействовали для обретения титановой корпорацией сырьевой независимости. В настоящий момент ильменит-сырье для производства титановой губки поступает из Украины, что осложняется политическими рисками. И потому не так давно, явно не без подсказки со стороны "ВСМПО-Ависма", бизнес-структура "Сибирская сырьевая компания" (ССК) купила лицензию на разработку титано-циркониевого месторождения «Стеклянка» в Тюменской области. А гендиректор ССК Андрей Юрский признал, что они «провели предварительные переговоры с титано-магниевым комбинатом «Ависма» (филиал ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма»), который производит около 30% мирового объема титановой губки. И компания выразила готовность покупать весь объем, который мы будем производить».

Но если «Рособоронэкспорт» начинает кооперироваться с бизнесом спустя время после обретения контроля над предприятием, то государственный «Газпром» пришел на Уралмашзавод сразу с частным партнером.

Добавили газа

Контролируемый «Газпромом» Газпромбанк, ставший новым владельцем «завода заводов», создает совместное предприятие (СП) с известным предпринимателем Алишером Усмановым. В СП, сохранившем брэнд «Уралмаша», доли между партнерами будут поделены поровну. Активы же его составят производственные мощности «Уралмаша» и принадлежащий Усманову «Ормето-ЮУМЗ».

Представитель Усманова Назим Эфендиев сообщил, что больше всего их интересует производство горно-металлургического оборудования. Что вполне объяснимо, так как «Уралмаш» и «Ормето-ЮУМЗ» на двоих контролируют до 40% объема продаж этой продукции на российском рынке.

По словам Н. Эфендиева, «оценка активов завершается, структура новой компании будет определена до конца года». Но уже сейчас, по предварительной экспертной оценке, можно сказать, что Усманову для получения заявленных 50% акций совместного предприятия придется доплатить 30—40 млн долларов.

По мнению аналитика инвестиционной компании «Капитал» Михаила Пака, со стороны властей регионов, где располагаются объединяемые активы, никаких препятствий не ожидается. К примеру, Эдуарда Росселя очень устроило, что головной офис объединенного «Уралмаша» будет располагаться в Екатеринбурге.

А что бывает результатом альянса государства с бизнесом в результате совместного управления госактивами, можно видеть на примере сотрудничества РАО «ЕЭС России» и совладельца «СУАЛ-холдинга» Леонарда Блаватника.

Даешь угля

Как стало известно, энергетики готовы продать Л. Блаватнику принадлежащий им в Казахстане угольный разрез «Северный», который длительное время находится у предпринимателя в аренде. В настоящее время бизнес-структуры Л. Блаватника управляют как находящимся у него в собственности угольным разрезом «Богатырь», так и «Северным».

Кстати, с этих месторождений поставляется уголь на крупнейшую электростанцию Свердловской области Рефтинскую. И в свое время со своим партнером по «СУАЛу» Виктором Вексельбергом Блаватник хотел создать совместно со «Свердловэнерго» угольно-энергетическую компанию «УралТЭК», дабы обеспечить свои предприятия электроэнергией по приемлемым тарифам.

Отметим также, что решение о продаже своих угольных активов в Казахстане РАО ЕЭС принималось с учетом государственных интересов. Так, поставлено условие, что эти угольные месторождения будут в последующем переданы в «Российский алюминий», куда уже вошли «Русский алюминий», швейцарский трейдер Glencore и активы, принадлежащие Л. Блаватнику и В. Вексельбергу, для увеличения капитализации компании. Что укладывается в русло государственной промышленной политики, сутью которой является создание транснациональных компаний под российским контролем, могущих конкурировать на мировых рынках.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024