Главные темы
06.11.2007, 14:51

Мечтатель-технократ Владимир Молчанов

Перспектив развития технопарков в Свердловской области, о которых в начале года заявлял региональный министр промышленности, не видят ученые эксперты, уверенные в том, что для развития инноваций на Среднем Урале нет самого основного – кадров


пресс-папка к теме

Журнал "Эксперт-Урал" от 05.11.2007, Чудо техники
Административные методы активизации инновационной деятельности всерьез развитию технопарков не помогут. Для постоянного потребления новых технологий субъекты хозяйствования должны созреть экономически
Автор публикации: П. Кобер
Павел Кобер:
Урало-Западносибирский регион переживает очередной всплеск создания технопарков. Южноуральский государственный университет (Челябинск), уже являющийся соучредителем универсального технопарка «ЮУрГУ — “Полет”», приступил к формированию сети из пяти-шести отраслевых технопарков на базе ряда промышленных предприятий Челябинской области. Предполагается, что первый будет организован на базе челябинского завода «Минплита» и станет специализироваться на разработке и производстве новых строительных материалов. «В каждом из этих технопарков одним из учредителей обязательно будет ЮУрГУ, а вторым — промышленное предприятие, предоставившее площади и производственные мощности.

Предприятия будут формулировать проблемы в сфере создания новой продукции и технологий, а университет — с помощью своих специалистов пытаться их решить. Таким образом, мы фактически будем работать под конкретные заказы предприятий», — описывает будущий инновационный процесс генеральный директор НП «Технопарк ЮУрГУ — “Полет”» Людмила Подживотова.

В Тюмени активно идет организация технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», проект которого (единственный в нашем регионе) вошел в государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Готовятся одновременно две площадки. На первом этапе, к концу этого года, планируется завершить реконструкцию здания ОДМ «Геолог» общей площадью 14 тыс. кв. м. Здесь разместятся информационный центр (для обеспечения доступа к базам данных), бизнес-инкубатор (для отбора наиболее перспективных проектов и формирования на их основе бизнесов), а также учебный центр и конференц-центр. Помимо этого предполагается создать опытно-производственные участки на базе НИИ и университетов для изготовления опытных образцов. На втором этапе в районе озера Алебашево построят современные научно-производственные корпуса. Также планируется выделить территорию для развития крупного промышленного высокотехнологичного производства. По словам заместителя главы администрации Тюмени Александра Бурова, основными участниками проекта станут крупные российские и зарубежные компании, такие как Лукойл и Schlumberger, партнерами — ведущие российские университеты, в том числе тюменские. В настоящее время в нем участвуют уже более 40 компаний, а число инвестиционных проектов для бизнес-инкубатора зашкалило за 60.

Да кто ты есть?

Первая волна создания технопарков в нашем регионе пришлась на середину 90−х: они стали формироваться на основе высшей школы. Но нищие вузы не могли финансировать их деятельность. В новом веке в качестве материальной базы для создания технопарков начали рассматривать крупные промышленные предприятия, в первую очередь машиностроительные. Они обладали избыточной инфраструктурой, при этом располагали собственным научным и кадровым потенциалом. Уральский регион — крупнейший центр машиностроения — мог считаться наиболее перспективным для развития технопарков. Собственно, благодаря большому числу университетов и крупных машиностроительных предприятий Свердловская область до сих пор удерживает пальму первенства в Урало-Западносибирском регионе по количеству этих структур. Появился и мощный финансовый стимул: в июле 2003 года правительство Свердловской области приняло постановление «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области». Согласно документу, для промышленных предприятий, предоставивших производственные площади под технопарки, размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности, был снижен в десять раз.

Но «силиконовым хребтом» Урал не стал. Причина — технопарки в большинстве своем таковыми не являются. Однако объяснить, что такое технопарк, — не такая уж простая задача. Определения этого термина нет ни в одном федеральном законе. Более чем полувековой опыт функционирования технопарков в западных странах показывает — это место размещения компаний, ведущих научно-техническую деятельность. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», принятый в 1996 году, трактует научно-техническую деятельность как «деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы».

Первый в России закон о технопарках был принят в Воронежской области в мае 2006 года. По нему, «технопарк — это форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории».

Понятия технопарка и инновационной деятельности неразрывно сплетены. Технопарки должны стать точкой концентрации инновационных компаний, местом рождения наукоемких технологий и продукции. Но главную сложность в их организации как раз и составляет поиск таких компаний. Наиболее честно, на наш взгляд, поступили в Ханты-Мансийском автономном округе, где пока еще не завели ни одного технопарка. «В принципе его создать достаточно легко, но для этого должны созреть экономические предпосылки. А их пока нет, — поделился с нами источник в департаменте инвестиций, науки и технологий ХМАО, пожелавший не публиковать его имени. — Технопарк — это место, куда садятся не парикмахерские и магазины, а готовые инновационные компании. Чтобы они выросли, должно пройти время. Сначала мы решили организовать бизнес-инкубаторы — там будут растить инновационные компании с нуля. Бизнес-инкубатор может быть частью технопарка, но его не заменяет, ведь это офисные помещения, а технопарк — уже производство. Рискованное, но производство».

Директор коммерческого департамента, заместитель генерального директора Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ» (Екатеринбург) Илья Колка, изучающий опыт функционирования технопарков в странах Западной Европы, выделяет две их основные разновидности: «Есть классическое понимание технопарка — это место для выращивания нового направления технологий, бизнеса. Начинающим компаниям площади предоставляются за очень низкую арендную плату, государство или муниципальная власть их субсидирует. Такие технопарки я наблюдал в Англии и Германии. А в Австрии мне показали технопарк, где попытались привлечь на одну площадку уже известные мировые инновационные компании, например Delcam. Они сами построили там здания и сооружения, создав инфраструктуру для инновационной деятельности».

В поисках подходящих компаний

Привлечь мировые инновационные компании на территорию технопарка способны лишь субъекты РФ, получившие значительную финансовую и административную поддержку федерального центра. Как мы уже отметили, пока в Урало-Западносибирском регионе такое под силу лишь Тюменской области, причем о первых результатах можно будет говорить не ранее 2010 года (на этот срок рассчитана реализация госпрограммы).

В других территориях сделали ставку на создание инновационных компаний с нуля, фактически начав организацию технопарка с бизнес-инкубатора. Так, в челябинском «ЮУрГУ — “Полет”» работают около 30 компаний по самым разным направлениям, от моделирования нижнего белья до разработки нанотехнологий и выращивания кристаллов. Первоначальные вложения в создание технопарка сделала администрация Челябинской области, выделив из бюджета 8,3 млн рублей, теперь организация работает на самофинансировании. «В нашем технопарке компании находятся по три года. Как показывает мировой опыт, это оптимальный срок, в течение которого можно пройти путь от идеи до запуска серийного производства. Самый сложный этап — это второй год деятельности, так называемая “долина смерти”, когда от НИОКР требуется переходить к выпуску опытного образца. Здесь уже нужны серьезные инвестиции, начиная с вложений на составление грамотного бизнес-плана», — рассказывает Людмила Подживотова.

О необходимости совмещения на Урале технопарков и бизнес-инкубаторов говорит и директор Института инноватики и маркетинга УГТУ-УПИ (Екатеринбург) доктор технических наук Всеволод Кортов: «Технопарк должен поддерживать начинающие малые предприятия инновацинного типа — создавать условия для внедрения, помогать делать опытные образцы, сертифицировать продукт, проводить испытания, даже искать новые рынки. Но у нас нигде не готовят менеджеров в области инноваций, в УГТУ-УПИ первый выпуск будет в 2008 году, двадцать специалистов. А для инновационных предприятий Свердловской области их необходимо по 400 — 500 в год. Нужно менять сам смысл инженерного образования, менталитет инженера. Чтобы при проектировании машины, прибора специалист сразу имел в виду, что это изделие нужно продать, и закладывал параметры, делающие его конкурентоспособным на рынке».

Из-за дефицита инновационных менеджеров в технопарках возникают проблемы с аттестацией компаний собственно на предмет их инновационности. Как определить, действительно ли бизнесмен готов рискнуть деньгами и инвестировать в разработку и производство принципиально новой наукоемкой продукции? Или он стремится использовать льготный режим технопарка для развития уже существующего традиционного бизнеса? Каждый технопарк стремится установить собственные фильтры. «При выявлении инновационной компании у нас пока подход один — наличие у нее патентов или заявок на патенты, — сообщил директор НП “Инновационный технопарк МГТУ” (Магнитогорск) Александр Беляев. — Специальная комиссия, состоящая из представителей наших учредителей и горадминистрации, оценивает продукцию компаний с точки зрения новизны».

Людмила Подживотова делится опытом определения инновационности компаний в технопарке «ЮУрГУ — “Полет”»: «Как правило, у нас реализуются проекты, уже получившие поддержку в фонде Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, образован правительством РФ в 1994 году. — Ред.). Таких около 80%. В технопарке также есть экспертный совет, состоящий из университетских сотрудников. Он рассматривает проекты компаний, желающих их у нас реализовать. Через год компании предоставляют отчет экспертному совету».

Практически все имеющиеся на Урале и в Западной Сибири технопарки стремятся привлечь на свою площадку инновационные компании с помощью пониженной ставки арендной платы. В отдельных случаях предоставляются льготы при расчете за бухгалтерские и юридические услуги, за пользование инфраструктурой (телефонной и интернет-связью, электроэнергией, лабораторным и производственным оборудованием). Затем компаниям приходится отвыкать от тепличных условий. «В течение трех лет ежегодно мы на треть повышаем компаниям плату за аренду площадей, с тем чтобы они постепенно адаптировались к внешней среде», — поясняет Людмила Подживотова.

Технопарки в Урало-Западносибирском регионе еще только определяют свое место в структуре формирующейся инновационной экономики. Низкая результативность их деятельности связана не столько с малым сроком функционирования (несколько технопарков в Свердловской области работают уже десять лет), сколько с отсутствием отлаженного взаимодействия с другими экономическими субъектами, прежде всего промышленными предприятиями и холдингами, нуждающимися в новых технологиях и повышении наукоемкости выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, такие предприятия должны становиться соучредителями технопарков. Но этот процесс зависит уже не от воли федеральных или региональных властей (законодательство о технопарках до сих пор не принято ни в федерации, ни в большинстве ее субъектов, но ни один из экспертов нам на это не жаловался), а от общеэкономической ситуации. Большинство предприятий пока финансово не созрели для осуществления высокорисковых инвестиций.


Областная газета от 13.02.2007, Среди лидеров информационных технологий
Автор сообщения: Иванов Г.
Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 14.02.2007 (93.53)
Георгий Иванов: Свердловская область вновь доказывает, что форум «Инновационная экономика — будущее России», который прошел по инициативе партии «Единая Россия» в Екатеринбурге в декабре прошлого года, состоялся в нашей области по праву. Об этом говорят хотя бы последние достижения области в сферах информационных технологий и связи. Кстати, отрасли эти будут совершенствоваться ускоренными темпами и дальше. Так, в Схеме развития и размещения производительных сил области на период до 2015 года предусмотрено, что существенная часть прироста валового внутреннего продукта Среднего Урала будет получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании и системах, то есть за счет активной инновационной деятельности.

О развитии информационных технологий, связи и некоторых других отраслей в регионе корреспондент «Областной газеты» побеседовал с первым заместителем председателя правительства Свердловской области — министром промышленности, энергетики и науки Владимиром МОЛЧАНОВЫМ.

- Владимир Антонович, какое значение придают в Свердловской области информационным технологиям, связи? Каких успехов в этих сферах региону удалось добиться?

Владимир Молчанов, министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области: — Свердловская область — один из наиболее развитых регионов России в сфере информационных технологий и связи, роль которых как экономического ресурса неуклонно растет. Именно отрасль информационных технологий становится «локомотивом» развития экономики. Губернатор и правительство области уделяют серьезное внимание развитию высоких технологий. Не случайно, что по количеству Интернет-пользователей, объему потребляемых Интернет-ресурсов и числу компьютеров на душу населения Средний Урал входит в число лидеров. Сегодня наш регион готов решать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в рамках приоритетных национальных проектов.

В области активно работают 294 предприятия связи, общая монтированная емкость АТС с учетом ведомственных операторов связи составляет 1485,6 тысячи номеров, а объем услуг связи в 2005 году достиг 19,3 миллиарда рублей. На местных телефонных сетях широко используется цифровая техника. На территории региона работают шесть операторов сотовой связи, которые обслуживают около 3700 тысяч абонентов. Трансляцию федеральных и местных телерадиопрограмм осуществляют пять операторов, в ведении которых находится 459 объектов вещания.

На территории области активно развивается Интернет-индустрия, в частности, открыто 365 пунктов коллективного доступа к всемирной паутине. В общей сложности, до конца 2007 года в регионе будет организовано еще 429 таких пунктов. В 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» к сети Интернет подключено 742 общеобразовательных учреждения области, а до конца текущего года широкополосный доступ в Интернет получат еще 465 школ.

Важным элементом современной системы информационных технологий является областная мультисервисная сеть связи, которая объединяет 70 узлов широкополосного доступа. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что на Среднем Урале подготовлена техническая база для решения общенациональных задач, связанных с обеспечением населения доступными современными информационными услугами: доступом в эту сеть, телемедициной, дистанционным образованием.

Георгий Иванов: — Каковы приоритетные направления развития современных технологий в сфере связи и в других важных отраслях на Среднем Урале?

Владимир Молчанов, министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области: — Правительством Свердловской области определены приоритеты развития современных инфокоммуникационных технологий на ближайшие годы — это расширение сети мобильной связи, переход на систему цифрового телерадиовещания, дальнейшее совершенствование универсальных услуг.

Для дальнейшего качественного роста сферы высоких технологий в июне прошлого года правительством области и министерством информационных технологий и связи Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве в сфере связи. В его рамках подготовлено технико-экономическое обоснование создания на территории области технопарка информационных технологий. 

Этому способствует крупный научный потенциал нашего региона. В Свердловской области работают 22 академических института Уральского отделения Российской академии наук (РАН), 32 высших учебных заведения, 92 отраслевых научно-исследовательских института. У нас в настоящее время действуют шесть инновационных комплексов: ЗАО «Технопарк Заречный», ООО «Технопарк-экомед», автономная некоммерческая организация научно-технологический парк «Уральский», технопарк «Урал-2000», научно-технологический парк «Уральские технологии» (на базе Урал НИТИ), а также технопарк «Уралмашевский».

На первом этапе в Институте математики и механики УрО РАН будет создан академическо-вузовский технопарк информационных технологий, который позволит использовать имеющиеся разработки академических институтов УрО РАН и вузов Урала в области прикладной математики и информатики. Сейчас в институте математики и механики функционирует суперкомпьютерный центр, оснащенный параллельными вычислителями общей производительностью 270 миллиардов операций в секунду.

В короткие сроки в новом технопарке мы планируем довести до рыночного уровня программные продукты и научно-исследовательские работы уральских ученых в аэрокосмической и телекоммуникационных сферах, оборонной промышленности, медицине, управлении промышленными предприятиями или холдингами.

Благодаря этому в регионе появится мощный центр разработки ИТ-технологий. По расчетам наших специалистов, это позволит Свердловской области занять 5–7 процентов объема годового оборота российского рынка программного обеспечения, что оценивается в 15–20 миллиардов рублей.

Георгий Иванов: — Какие меры для развития инновационной деятельности предполагают принять областные власти?

Владимир Молчанов, министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области: — Для подготовки специалистов в сфере высоких технологий в Уральском государственном университете им. А.М. Горького, Уральском государственном техническом университете и Институте математики и механики Уральского отделения РАН создана кафедра высокопроизводительных компьютерных технологий, идет подготовка студентов-выпускников.

В ближайшее время совместно с УрО РАН, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, Свердловским областным Союзом малого и среднего бизнеса будет разработано типовое положение о технопарке, базовые методики создания технопарков, критерии оценки эффективности их деятельности. Для стимулирования инновационной деятельности намечено использовать различные варианты налоговых льгот, налоговых кредитов, гарантий, бюджетных кредитов, отсрочек по уплате налогов и арендных платежей; использования земли, объектов инфраструктуры и иной государственной собственности, создания залоговых, страховых, венчурных фондов.

Все это позволит продолжить формирование в Свердловской области инновационной системы, обеспечить качественный прорыв в сфере информационно-коммуникационных технологий.


Журнал "Эксперт-Урал" от 05.11.2007, От идеи до рынка
Имеют перспективы технопарки, финансируемые государством и бизнесом на паритетной основе, считает директор Института инноватики и маркетинга УГТУ-УПИ доктор технических наук Всеволод Кортов

— Всеволод Семенович, у технопарка есть множество определений. Самое правильное, на ваш взгляд?

— В прошлом году по заказу областного правительства мы подготовили проект закона «Об инфраструктуре инновационной деятельности Свердловской области». Там написано: «Технопарк — это форма организации инновационной инфраструктуры, состоящей из компактно расположенной на обособленной территории совокупности офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, используемых для осуществления инновационной деятельности». Основная задача технопарка — выпустить на рынок конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

— Инновация — определяющее слово для компаний, входящих в технопарк. Что считать инновационным продуктом?

— Инновационная технология отличается высокой научной насыщенностью, это разработки, связанные с фундаментальными прикладными исследованиями. Например, предприятие, которое в большом количестве выпускает востребованные на рынке гвозди, не может быть инновационным. Но если оно применяет какие-то технологии, чтобы повысить, к примеру, прочность гвоздей, стойкость к коррозии, их можно рассматривать как инновационный продукт.

— Если технология изобретена три года назад, она инновационна?

— Если она востребована, способствует созданию новых машин, механизмов, услуг, повышающих качество жизни, — это инновационная технология. Но есть нюанс. Технология может быть изобретена сотни лет назад, просто тогда не было условий для ее использования. Например, наночастицы известны миру уже три века. Мастера покрывали витражи в церквях наночастицами золота, придавая им разный цвет. Наши научные организации занимаются исследованиями в этой области 20 лет. Но новой технологией это стало только сейчас, когда возникли условия создания наноматериалов, разработаны приборы наблюдения за ними, когда появилась возможность производить нанопорошки тоннами.

— Когда новая технология перестает быть новой?

— Когда создана и внедрена более совершенная, а старая теряет востребованность рынком.

— Кто будет измерять инновационность технопарков?

— Проектом закона предусмотрено, что при правительстве Свердловской области будет создана конкурсная аттестационная комиссия. Технопарк должен удовлетворять конкретным требованиям. Для научного технопарка главное условие — наличие бизнес-инкубатора.

Инновационная цепочка «от идеи до рынка» обычно рвется по пути к производству. У нас осталось мало учреждений, где создается опытный образец, отлаживаются новые технологические параметры, определяются оптимальные режимы. Необходимо, чтобы научные предприятия находились в условиях некоего инкубатора. Они должны заниматься научной и производственной деятельностью и не испытывать при этом негативных сил со стороны рынка, бюрократии. У научного технопарка должны быть сервисная, финансовая и юридическая службы, лаборатории коллективного пользования.

Для индустриальных технопарков основное требование — наличие высокопроизводительного оборудования, выпускающего конкурентоспособную продукцию, и непрерывное совершенствование этой продукции.

— Как должны финансироваться технопарки?

— На мой взгляд, государство должно покрывать не менее 50% от всех затрат. Причем поддержка должна быть как федеральная, так и региональная. На развитие семи технопарков государство планирует выделить на четыре года 29 млрд рублей. Это значит — 1 млрд рублей в год.

В Германии, я знаю, выделяют на развитие инновационной деятельности 32 млрд евро в год. При этом только 10% инновационных проектов дают прибыль, остальные погибают. Несмотря на это, правительство вкладывает деньги, потому что эти 10% обеспечивают развитие новых технологий. В итоге Германия и ЕС в мировом экспорте высокотехнологичной продукции гражданского назначения имеет 16%, а Россия — меньше 1%.

Но исключительно на государственные деньги долго не протянуть. Важно определить якорных резидентов, которые пойдут в технопарк со своими деньгами, построят свои лаборатории, опытные цеха.

— Кроме денежных вливаний технопаркам нужна еще какая-либо поддержка?

— Конечно. Налоговые льготы хотя бы в первые три года. Сейчас все компании, входящие в технопарки, платят практически те же налоги, что и малые предприятия, торгующие алкоголем, сигаретами, колготками. Но федеральное законодательство очень ограничивает региональные администрации в плане определения льгот. По большому счету это только налог на землю. Чтобы технопарки жили, необходимо гораздо больше преференций. А чтобы их закрепить, нужен федеральный закон. Пока его нет.

— А каков механизм присвоения статуса технопарка?

— Подается заявка в комиссию при правительстве области. Необходимо, чтобы претендент имел органы управления, стратегию развития не менее чем на 10 лет, договоры с потенциальными резидентами, занимающими не менее 20% общей площади технопарка. Статус выдается не более чем на 10 лет.

— Как компаниям попасть в технопарк?

— Малые предприятия подают заявку управляющей компании технопарка. Они должны доказать, что выпускают инновационную продукцию, предоставить бизнес-план на три-четыре года, финансовые документы, доказывающие, что они могут платить за аренду.

— Какое время компания может находиться в технопарке?

— Ограничений нет, пока технопарк успешен. В бизнес-инкубаторе — не более трех лет.

— Каков идеальный технопарк?

— У него своя территория, ему принадлежат все здания. Он имеет максимум преференций от действующего законодательства и мощную поддержку бизнеса. И главное, в нем не иссякает поток новых идей и инновационных проектов.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024