Последнее время свердловский губернатор просто фонтанирует идеями. На днях он вытащил из информационного небытия проект "платных дорог", вызвав шквал возмущений многочисленных защитников уральских автомобилистов. Конечно, повод для разговора был. Законопроект о соответствующей транспортной реформе через полгода будет обсуждаться в Госдуме. Но, видимо, Россель в очередной раз решил всех удивить и опередить время. По его данным, у Свердловской области уже есть инвестор, который готов вкладывать деньги в создание "платных дорог". Кроме того, по слухам, уже есть мысли на счет проектной площадки. Возможно, ею будет один из участков будущей объездной дороги вокруг Екатеринбурга.
На днях - 6-7 апреля - департамент дорожного строительства Федерального дорожного агентства РФ проводил международную конференцию "Перспективы дорожного строительства в России", где обсуждали проблему платных дорог. Как заявил директор департамента Николай Серегин, согласно проекту и Национальной программе модернизации и развитии автомобильных дорог РФ до 2025 года планируется построить порядка 14 платных дорог. Для этого будет проведен конкурс по выбору организации-подрядчика. Планируется, что проект окупится в срок от 9 до 30 лет. По словам Серегина, в ноябре законопроект о платных дорогах в России должен поступить в Госдуму и только в декабре его будет рассматривать правительство. Несмотря на то, что пока законопроект находится в стадии разработки, в Екатеринбурге его уже обсуждают "умные мужи", подкованные в вопросах дорожного строительства и автотранспорта.
Губернатор Россель накануне снова озвучил идею о создании в Свердловской области платных дорог. Еще раз повторил, что нашел инвестора для этого проекта. По словам главы области, федеральный канцлер Германии Герхард Шредер еще во время своей встречи с президентом Путиным в Екатеринбурге осенью прошлого года пообещал Росселю вложить в строительство магистралей в Свердловской области 3 миллиарда евро.
Сегодня у столичных чиновников департамента строительства, которые на недавней конференции искали частных инвесторов для строительства на территории страны платных магистралей, но пока не нашли, слова губернатора вызывают искреннее недоумение.
- Что вы говорите? - засмеялся, услышав информацию от нашего корреспондента о меценате Шредере, начальник отдела платных дорог департамента строительства РФ Саид Хайбуллин. - Я буду просто счастлив, если вашему губернатору поможет канцлер. Может Росcель и c нами поделится своим спонсором и оплатит строительство дорог по России?
Пока в Москве обсуждают законопроект, свердловские автомобилисты уже сейчас бояться, как бы вопрос с "дорогами" не превратился "в закон об автогражданке" - когда в погоне за евростандартом, все расходы, связанные с приобретением полисов ОСАГО свесили на автовладельцев. Как рассказал "Урал Паблисити Монитор" сопредседатель регионального отделения российского движения автомобилистов Анатолий Глотов, в своем стремлении ввести на всей территории России закон о платных дорогах, депутаты Госдумы могут переусердствовать, а подрядчики построить такое количество платных участков, что в итоге безальтернативно вынудят ими пользоваться.
- На самом деле, платные дороги - это хорошо. Но хороша разумная плата за их пользование. К примеру, водители правильно могут возмутиться, что их заставят платить за перевозку грузов, в то время как они платят транспортный налог (в Свердловской области он составляет в среднем 5 рублей за лошадиную силу). По моим подсчетам, закон вступит в силу не раньше 2006 года, а на территории Свердловской области начнет действовать, дай бог, в 2008. Механизм ценообразования я пока не представляю, так как не видел самого законопроекта о платных дорогах.
Механизм, как пояснил нашему агентству Саид Хайбулин, действительно, находится в стадии разработки. Здесь учитываются многие факторы - грузоподъемность машины, ширина магистрали, протяженность участка. Пока о каких-то цифрах можно говорить только по Липецкой области, где с 2001 года открыт платный участок федеральной магистрали в 20 километров. На сегодняшний день для легкового транспорта плата составляет на этом отрезке 10 рублей, для грузовых авто (грузоподъемностью до 8 тонн) - 20 рублей, более 8 тонн - 40 рублей. Цены на услуги в каждой конкретной территории должны устанавливать субъекты федерации. Свердловская областная дума, понятно, не скоро этим займется.
Ждут принятия закона Госдумой и в областном управлении автодорог. Но городские оптовики готовы подсчитать свои убытки уже сейчас. Как рассказали "Урал Паблисити Монитор" в транспортном отделе ЗАО "Юниленд" (центр торговли "Мегамарт"), на магистралях УрФО работают помимо мелких перевозчиков несколько крупных служб дорожной перевозки - среди которых русская логистическая служба (с ней непосредственно работает "Мегамарт"), ЛОРИ, "Русский транзит".
Сейчас за транспортные услуги "Мегамарт" платит своему перевозчику 12,5 рублей за километр. Если считать, к примеру, что плата для грузовых машин за участок в 20 километров составит 20 рублей, то "Мегамарту" придется увеличивать цены на свою продукцию почти в два с половиной раза. Такой расчет, в принципе, применим ко всем оптовикам Екатеринбурга.
Как заявил нашему агентству сотрудник "Мегамарта", в итоге, введение платы на автомагистралях приведет к тому, что торговцы просто около 80 процентов своей продукции будут перевозить железнодорожным транспортом.
По слухам, губернатор Россель уже планирует сделать платным один из его любимейших проектов - объездную дорогу вокруг Екатеринбурга. Известно, что сейчас построен небольшой участок этой трассы, который сокращает путь от улицы Белинского Екатеринбурга до аэропорта Кольцово в три-четыре раза (теперь это расстояние можно проделать за 10-15 минут).
Известно, что Эдуард Эргартович очень гордится этой дорогой, поскольку она сделана в соответствии со всеми современным технологиями. Вспомним, что при ее открытии губернаторский "лимузин" провез на капоте рюмку с водкой несколько десятков метров, и ни одна капля не пролилась. Байки байками, но проект объездной дороги достаточно дорогостоящий. Дорожный фонд Свердловской области с отменой налога на пользователя автодорог и с введением транспортного налога обнищал чуть ли не в два раза. СМИ активно писали в прошлом году о том, что дорожные организации строят новые участки трасс и ремонтируют старые шоссе в кредит.
Понятно, что столица Урала, куда в последнее время рекой текут инвестиции, которая может через несколько лет стать одним из главных транспортных узлов между Европой и Азией в рамках проекта МТК-2 (речь идет о продлении международного транспортного коридора от Берлина до Екатеринбурга) нуждается в хорошей объездной дороге. По идее данная трасса должна появиться уже в начале 2007 года. Наши источники сообщают, что Россель, понимая, что в дорожном фонде не хватает средств, обратился к идее "платных дорог". Ведь если за проезд хотя бы по одному участку объездной трассы каждый перевозчик будет платить определенную сумму, то проект окупится не за 30 лет, а может уже и за 2-3 года. В этом случае, идея действительно становится заманчивой для инвесторов. Не исключено, что именно на эту приманку и клюнул канцлер Германии господин Шредер.
UP-Monitor, Анастасия ЛАЧИНОВА
|