|
|
пятница, 29 марта 2024г. | 18+
|
|
|
Главные темы |
30.06.2004, 00:00
ФИРМЕННЫЙ РЕЦЕПТ БЮДЖЕТНОГО "СУПЧИКА" ОТ МАРИИ СЕРОВОЙ
|
Странная логика: муниципальным образованиям сначала дают деньги, потом забирают, а потом снова дают. |
Уже во втором квартале в областной бюджет-2004 вносятся корректировки. И не смотря на то, что денег в казну поступило больше, чем хотелось в самом начале, дыры все равно есть. Областной министр финансов Мария Серова намерена закрывать их довольно банальным способом: забрать около 650 миллионов рублей у муниципальных образований и увеличить госдолг на 630 миллионов рублей.
Чарный придумал, как дать всем сестрам по серьгам
Областная счетная палата проанализировала исполнение областного бюджета в первом квартале 2004 года. Главным позитивным моментом является то, что деньги в области появились - доходы и расходы бюджета увеличились более чем на 1 миллиард рублей. По расчетам бюджетных экспертов "Белого дома" профицит по итогам этого года составит 1,8 - 2 миллиарда рублей. Так что, желающие уже сейчас могут протягивать руку и вставать в очередь, поскольку в течение года кому-то что-то может перепасть. Рассказывают, что первыми в рядах страждущих будут главы муниципальных образований. Дело в том, что несмотря на уже сейчас наметившийся уверенный профицит у них из бюджетов областные власти намерены изъять около 650 миллионов рублей.
Столь гениальная мысль пришла в голову сразу двум чиновникам Облправительства - министру финансов Марии Серовой и главе ТФОМСа Борису Чарному. Цель они перед собой поставили, безусловно, благую - увеличить платежи из федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В стране проводится глобальный эксперимент. Если из бюджета субъекта федерации выделяется на неработающее население сумма - 580 рублей на одного пенсионера, рекомендованная Правительством РФ, то ТФОМС со своей стороны спускает в регион равнозначное денежное обеспечение. То есть, областной бюджет может за счет субвенций из федерации вырасти еще на 200 миллионов рублей. Еще инквизиторы говорили, что цель оправдывает средства… Видимо, свердловские чиновники решили следовать той же логике.
Именно, чтобы обеспечить свои, региональные, 580 рублей на человека, сегодня вносятся поправки в бюджет-2004, которые предлагают забрать из муниципалитетов злополучные 650 миллионов рублей. Борис Чарный уверил чиновников Минфина, что как только деньги из федерации упадут на счета ТФОМСа, то и эти 650 миллионов и другие аналогичные суммы снова вернутся в города и районы Свердловской области. Спускаться эти средства будут целевым образом. Если раньше 72 муниципальных образования области могли по своему разумению планировать освоение этих средств, то сегодня их предлагают направить напрямую в больницы, обходя городских и районных чиновников. По сведениям наших источников, Минфин утверждает, что других источников, откуда можно взять 650 миллионов - нет. Хотя даже аудиторы Счетной палаты указывают, что бюджетные "избытки", которые есть уже в первом квартале и будут во втором, как раз можно использовать на неработающее население. Зачем нужно прибегать к хитрым схемам, предложенным Чарным - не понятно. Как известно пару недель назад таким же вопросом задались депутаты комитета Облдумы по экономической политике и бюджету. В итоге, поправки в бюджет-2004 не прошли чрез сито комитета, что вызвало бурное недовольство депутатов-"единороссов".
И еще раз про муниципалитеты
Помимо 650 миллионов, у глав муниципальных образований с подачи Минфина появляется новая головная боль. Поправки к бюджету-2004 подразумевают перевод бюджетных ссуд, выданных до 1 января 2004 года, в бюджетные кредиты. Как отметили аудиторы Счетной палаты: "При этом пунктом 15 статьи 1 Законопроекта предлагается увеличить предельный объем предоставления из областного бюджета бюджетных кредитов на срок, выходящий за пределы 2004 года с 6,5 миллионов рублей до почти 494 миллионов рублей. Из них 487 миллионов бюджетных кредитов предлагается выделить на покрытие временных кассовых разрывов. Однако, в подобных случаях, согласно статье 6 и пункта 2 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета, из областного бюджета бюджетам муниципальных образований могут предоставляться только бюджетные ссуды".
Получается очередной кнут и пряник. С одной стороны областные власти увеличивают лимиты, как бы намекая на то, что у них есть деньги и в случае проблем в муниципалитетах, они готовы подстраховать. С другой стороны, разница между ссудой и кредитом - огромная. Кредит необходимо возвращать в жесткие сроки, а ссуды могут предоставляться на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. При этом, кассовые разрывы в муниципальных образованиях возникают очень часто по вине самого Минфина. Если верить бюджетному кодексу, то в этом случае ссуды должны быть переведены в субвенции. Например, в 2002 году по ошибке областных финансистов муниципалы недосчитались около миллиарда рублей и только в конце года справедливость была восстановлена, и эти деньги на безвозмездной основе отдали городам и районам. До этого момента мэры толпами по вторникам стояли возле кабинета Воробьева, надеясь выпросить хоть сколько-то денег. Вся эта неразбериха привела к тому, что, по сведениям Счетной палаты, "в результате постоянного переноса сроков возврата бюджетных ссуд на последующие финансовые годы, в расходной части Закона Свердловской области от 29 декабря 2003 года № 62-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" оказался не учтен возврат бюджетных ссуд на общую сумму 493 миллионов 386 тысяч рублей".
В целом, сложилась такая ситуация, что "на 1 января 2004 года местным бюджетам в форме бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов было направлено 1,8 миллиардов рублей. Из них 920 миллионов рублей бюджетных ссуд остались непогашенными. При этом 427 миллионов бюджетных ссуд были переоформлены в бюджетные кредиты, а 493 миллиона так и не были возвращены". Не смотря на то, что Минфин недосчитался в прошлом году около 500 миллионов, которые муниципалы просто не вернули, он продолжает действовать репрессивными методами. То есть вместо ссуд, теперь буду более "жесткие" кредиты и местные бюджеты опять попадают под настоящий финансовый расстрел.
Политика долга дает сбои
Также Счетная палата обратила внимание на рост госдолга. Поправки в бюджет-2004 предлагают увеличить долговые обязательства области, несмотря опять же на то, что к концу года профицит бюджета может достигнуть двух миллиардов рублей. Зачем занимать дополнительные средства у федерации, в банковских структурах - не совсем понятно. Видимо руководство Счетной палаты тоже задалось аналогичным вопросом, потому что написало следующее:
"Пунктами 55-58 статьи 1 Законопроекта предлагается увеличить предельный объем государственных долговых обязательств Свердловской области на 633 миллиона748 тысяч рублей (с 1 миллиарда 764 миллионов 433 тысяч рублей до 2 миллиардов 398 миллионов181 тысяч рублей). Из этой суммы на 488 миллионов 038 тысяч рублей предлагается увеличить предельный объем государственного долга по кредитным соглашениям и на 145 миллионов 710 тысяч рублей - предельный объем государственного долга по государственным гарантиям, предоставленным Свердловской областью.
При этом требует дополнительного изучения и анализа ситуация с необходимостью предоставления государственных гарантий ЗАО "Атомстройкомплекс" (для окончания строительства и ввода в эксплуатацию оздоровительного комплекса на территории санатория "Руш"), а также государственному унитарному предприятию "СИНПО" (для оплаты акций создаваемого ОАО "Дворец спорта").
Также требует дополнительного изучения и анализа ситуация, связанная с необходимостью увеличения предельных объемов долговых обязательств Свердловской области по кредитным соглашениям и договорам с 331 миллионов 840 тысяч рублей до 819 миллионов 878 тысяч рублей.
UP-Monitor, Ульяна ЕЛФИМОВA
|
Главные темы |
|
|
|