Администрация Екатеринбурга в очередной раз продемонстрировала, как виртуозно она способна решить важную городскую проблему пассажирских перевозок. Условно проект называется "Автобусный кредит-2".
В данном случае слово кредит можно, исходя из его этимологии, расшифровывать двояко. Кредит - как средства, которые следует одолжить на закупку очередных автобусов и кредит - как кредит доверия, данный той или иной организации.
Не секрет, что муниципального транспорта в Екатеринбурге катастрофически не хватает: закупать новые автобусы дорого, ремонтировать старые тоже накладно, да и вообще неэффективно. Однако в ближайшее время, по замыслу мэрии, давки в автобусах в часы "пик" прекратятся, за что пассажиры должны быть безмерно благодарны градоначальникам. Впрочем, благодарны будут, судя по всему, не только пассажиры, но и те, кто займется их перевозкой.
Дело в том, что Администрация Екатеринбурга решила отдать ряд наиболее загруженных городских маршрутов (по данным "Горпассажиртранса", 13, 24, 25, 31, 46, 50 и 60-й автобусы) частным перевозчикам. По данным "Делового квартала", передача маршрутов будет происходить по схеме аутсорсинга, то есть выполнения части функций по осуществлению деятельности организации сторонними специалистами. По-русски говоря, Администрация Екатеринбурга перекладывает на коммерческих перевозчиков свои обязанности по организации автобусных перевозок.
Пассажирские автобусные перевозки в центре Екатеринбурга - лакомый кусок для коммерческих фирм. Занять хороший маршрут - это верный способ поправить свое финансовое положение. Однако, по словам городских транспортников, мэрия собирается выставлять автобусные маршруты на конкурс. Но по каким критериям будут отбираться победители, не уточняется.
Впрочем, недавняя история с компенсациями за перевозку пассажиров-льготников способна пролить свет на отношения мэрии с частными перевозчиками. Напомним, в конце марта 2004 года "Урал Паблисити Монитор" писал о "договоренностях"
мэрии с "частниками": ряду фирм было отказано в компенсациях за перевозку льготников, однако их в полном объеме получили компании "Автолайнер" и "Ю-Ви-Эй-Транс" (UVA-Транс). По данным "Урал Паблисити Монитор", руководство последней, (чье странное на первый взгляд название UVA означает "Союз ветеранов Афганистана") тесно связано с Администрацией Екатеринбурга.
Так вот, компания "Ю-Ви-Эй-Транс", судя по всему, намерена занять серьезную нишу в городских перевозках. Еще в марте, руководство фирмы заявляло нашим корреспондентам, что намеревается летом вторгнуться на рынок крупногабаритных автобусов (известно, что до этого и "Ю-Ви-Эй-Транс", и "Автолайнер" - короли в сфере "пазиков", причем фирмы не конкурируют друг с другом, если посмотреть по их маршрутом, то они четко поделили "поляну"). На днях директор компании, Ринат Садриев, ничего не скрывая, заявил: "Городская администрация еще год назад предлагала нам один из муниципальных маршрутов, но у нас тогда не было подходящих автобусов". Теперь афганцы получили кредит на покупку новых автобусов (возможно, при помощи и под гарантии Администрации Екатеринбурга) и намерены занять самые прибыльные городские маршруты, которые мэрия, по слухам, отдаст им на откуп.
Ситуация забавна еще и с той стороны, что снова всплывает на поверхность скандальная история с "автобусным кредитом". Напомним, что в 1996 году Аркадий Чернецкий единолично, без решения екатеринбургской думы, дал согласие на получение "автобусного кредита" (транспортного субзайма МБРР) на сумму 45, 68 миллионов долларов для закупки автобусов марки "ИКАРУС". По сведениям наших источников в Гордуме, сегодня из этой суммы освоено лишь 32 миллиона долларов. Из них на закупку 201 автобуса перечислены 28, 92 миллиона долларов. На остальную сумму были закуплены запчасти и материалы. В результате были куплены 188 автобусов, а 13 оплаченных автобусов так и не были поставлены. Наши источники утверждают, что на сегодняшний день долг Екатеринбурга перед МБРР составляет 61 миллион долларов. На прошлой неделе тему "автобусного кредита" поднимали областные сенаторы на заседании Палаты представителей Законодательного собрания. Они не до конца разобрались с ситуацией и перенесли вопрос на 29 июля, чтобы еще раз поподробнее к нему вернуться. А вот в мэрии к этой истории, судя по всему, возвращаться не очень-то собираются. Видимо, второй раз администрация города уже "не подпишется" под аналогичный кредит. Тем более, что и не зачем. По слухам, сотрудничество с коммерческими перевозчиками предоставляет больше возможностей. Теперь именно на них будет переложена ответственность за отдельные "пассажирские потоки" и именно они будут брать "автобусные кредиты", а потом по ним расплачиваться.
В Свердловском территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике "Урал Паблисити Монитор" сообщили, что они против такого решения мэрии: частник будет диктовать пассажиру на маршруте свои условия, возможно - отменит льготы или повысит стоимость проезда. Так, фирма "Автолайнер" на своих автобусах возит пассажиров уже за 7 рублей, на что комитет по транспорту Администрации Екатеринбурга смотрит сквозь пальцы, по слухам, между этой компанией и мэрией тоже есть особые договоренности. Пассажиры ругаются, но платят - ехать-то надо! Ведь муниципального автобуса с его льготами и стоимостью проезда в 5 рублей дождаться нелегко.
Передачу автобусных маршрутов частникам планируется начать с конца 2004 года. И, похоже, в 2005 году в Екатеринбурге с подачи мэрии начнется засилье коммерческих фирм на городских маршрутах. Готовьтесь оплатить проезд, господа, семь рублей, или вовсе - десять?
UP-Monitor, Андрей ЕРМОЛЕНКО
|