Урал паблисити монитор, Юрий Ремизов
Инициированные Президентом РФ поправки в Налоговом Кодексе на днях успешно прошли второе чтение в Госдуме РФ и, стоит предположить, с 1 января 2006 года официально вступят в силу. Главная "изюминка" законодательной новеллы состоит в том, что корректировка Кодекса отменяет презумпцию невиновности налогоплательщиков.
- Если предложенные главой исполнительной власти страны поправки пройдут через Госдуму РФ и Совфед без изменений, (а так, скоре всего, и будет), то налоговые органы получат право самостоятельно взыскивать недоимки, не рассматривая дело в арбитражном суде. Помимо налоговых органов, такое же право получат и представители Пенсионного Фонда РФ, - разъяснил "Урал паблисити монитор" екатеринбургский адвокат Андрей Бельянский. - Возможно, это упростит работу чиновников, но отнюдь не снизит нагрузку на судебную систему. Поскольку вполне уместно предположить, что возрастет число необоснованных претензий налоговиков к субъектам предпринимательской деятельности. Предприниматели, со счетов которых будут сняты недоимки, будут оспаривать претензии в суде. Так что практика применения предложенных Президентом поправок будет высококонфликтной, поскольку любые упрощения в деятельности чиновников, не поддерживаемые судебной системой, пригодны лишь в условиях качественного государственного менеджмента.
По оценке экспертов, вероятным следствием поправок может быть и усиление давления местных чиновников на малый и средний бизнес, так как корректировка в Налоговом Кодексе может оказаться достаточно мощным инструментом продвижения и личных интересов представителей власти. Поскольку ущерб, который налоговики могут нанести бизнесу проведением проверок, может отбить у налогоплательщиков охоту публично оспаривать налоговые претензии и, наоборот, стимулировать их к неформальным переговорам с конкретными представителями инспекции.
К тому же, субъект предпринимательской деятельности может оказаться заложником споров различных уровней власти. Примечательно, что поправки в Налоговый Кодекс начнут действовать одновременно с вступлением в силу 131 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в котором предусмотрено, что муниципальные бюджеты строятся, в основном, на местных налоговых поступлениях. И это еще одна площадка для будущих конфликтов между муниципальными властями, вынужденных защищать и лелеять малый и средний бизнес как потенциального кормильца, и между федералами - налоговиками, выполняющими общегосударственную разнарядку по сбору налогов. Пока чиновники будут оценивать что важнее - интересы отдельно взятых территорий или отчетность, бизнес, особенно малый и провинциальный, понесет серьезный ущерб.
Между тем, Людмила Захарова, начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области предлагает оценивать результат инициированных Президентом РФ корректировок лишь после того, как федеральные службы получат пакет сопроводительных документов.
- Пока у нас такой информации нет. Вероятно, если депутаты окончательно утвердят подобное положение об отмене презумпции невиновности налогоплательщика, появится ряд регламентирующих законодательных актов. Они-то и определят точно наши действия в отношении неплательщика, ограничат, возможно, суммы бесспорного списания со счета и так далее - пояснила Людмила Захарова корреспонденту "Урал паблисити монитор".
Областные налоговики надеются, что в результате реализации законодательной инициативы Президента разгрузятся суды, работающие по налоговым взысканиям.
- Это оправдано, потому что у нас арбитражный суд на территории области лишь один, да и тот в Екатеринбурге. Зачастую налогоплательщик больше тратит денег, чтобы доехать до Екатеринбурга, нежели составляет сумма взыскиваемых с него средств через суд. В таких случаях бесспорное списание оправдано. С другой стороны, нововведения, вероятно, дисциплинируют как налогоплательщиков, так и налоговые органы. Например, если мы не обоснованно спишем суммы, налогоплательщики вновь пойдут в суды. Что касается наших плательщиков, то они сами будут заинтересованы в своевременных налоговых выплатах, ведь гораздо лучше работать без риска остаться без средств на счету предприятия в результате слишком оперативных действий налоговой службы или пенсионного Фонда, - считает Людмила Захарова.
Необходимо отметить, что в заключении бюджетного комитета Госдумы РФ по предложенным поправкам отмечалось, что налогоплательщик должен иметь право лично участвовать в процессе урегулирования налогового спора, а не защищаться лишь после факта привлечения его к ответственности, то есть уже после того, как деньги списаны с его счета в бесспорном порядке. Но в предложенных корректировках эта рекомендация комитета не учтена. "Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем территориального органа Пенсионного фонда после истечения срока исполнения требования об их уплате", - указано, например, в законопроекте.
|