пресс-папка к теме
4 канал, Итоги недели [ 20:30 ] Версия UP-Monitor [18.11.2006] (2700.00) Евгений Енин: В студии "Итогов недели" Генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов. В студии "Итогов недели" генеральный директор аэропорта "Кольцово" Михаил Максимов. Давайте проведем очную ставку. Первая тема – это слоты, исторические слоты "Уральских авиалиний". Сергей Николаевич, первый вопрос к вам: почему эти времена, временные отрезки были отменены, по-вашему? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Первое: эти временные слоты очень важны для любой авиакомпании, особенно на московском направлении. Москва – это полеты людей бизнеса, нужно прилететь вовремя в Москву и использовать рабочее время московское. Наши слоты - вылет в 8:15 и 18:40 - имеют стаж 20 лет. И мы, естественно, претендуем на эти слоты. Евгений Енин: Почему получилось так, что вы остались без этих слотов, хотя и не на долгое время? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Ситуация, которую создал аэропорт, она несколько странная. Мы построили новый терминал. Я вам потом расскажу, сколько финансовых ресурсов только авиакомпания вложила в строительство этого терминала. А в результате оказалось, что пропускная способность аэропорта уменьшилась. То есть традиционно эти рейсы выполнялись и в летний период... Евгений Енин: Сергей Николаевич, по-вашему, почему вы остались без этих слотов? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Ну, наверное, такие решения были у аэропорта, не совсем адекватные, на мой взгляд. Евгений Енин: То есть это неадекватность некая по-вашему? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Да. Евгений Енин: Михаил Игоревич, почему на некоторое время "Уральские авиалинии" остались без своих слотов? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Прежде всего, безусловно, такая ситуация недопустима, которая в понедельник у нас случилась, и пассажир никогда не должен становиться заложником каких-то экономических или юридических отношений между аэропортом и любыми авиакомпаниями. Я считаю, что впредь это не повторится и приношу от себя, наверное, и от "Уральских авиалиний" извинения тем пассажирам, которые испытали неудобства при вылете. А теперь - почему это произошло. Это для нас обычная ситуация. То, что такой интерес вызвала эта проблема, моя жена мне сказала, что "гора родила мышь". То есть мы столько обсуждаем строительство хаба, мы столько много времени тратим на продвижение к стратегическим целям, и они не вызывают такого интереса, а какой-то мелкий вопрос текущий... Аэропорт постоянно в своей деятельности... Евгений Енин: А хотите я вам скажу, почему такой интерес возник? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Да. Евгений Енин: Потому что ваш конфликт – "холодная война" между "Кольцово" и "Уральскими авиалиниями" - длится так долго, что все уже решили, что война перешла в "горячую" стадию, вот почему. Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Ну, я никогда на себе этой войны не ощущал. Со стороны "Уральских авиалиний" и с нашей стороны - мы всегда стараемся делать общее дело вместе, мы в одной лодке. Евгений Енин: Так все-таки почему они остались без слотов? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Это обычная процедура. У нас постоянно есть скандалы вокруг слотов. Давят авиакомпании на аэропорт, желая получить лучшее время. В данном случае аэропорт заблаговременно предупредил, что в зимнее расписание слоты будут сдвинуты. Это авиакомпания исходя из этого должна была изменить время продаж своих билетов и в билетах указывать другое время вылетов, которое аэропортом было предоставлено, чего "Уральские авиалинии" не сделали. Пассажиры пришли… Евгений Енин: Это было другое время? Не то, что было раньше? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Да, это было сдвинутое время на 1,5-2 часа. Евгений Енин: Сергей Николаевич, а вот это время вас не устроило, я так понимаю? Потому что исторические слоты - вот к ним привыкли? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Ну, я думаю, несколько другая ситуация, такая простая трактовка – это не совсем верно. В первую очередь, я уже начал говорить, что закрытие 5-й и 6-й зоны никоим образом не отразилось на пропускной способности аэропорта: эти зоны не работали и в летний период, в августе месяце. Поэтому в ноябре месяце при падении объемов перевозок на 35% говорить о том, что не хватает емкости аэропорта как-то не совсем этично. Второе, что меня поразило больше всего и как бы вызывает тень сомнения в адекватности принятых решений: один из заместителей господина Максимова в Федеральной службе, где мы вместе были на переговорах с руководителем Федерального агентства, заявил, что эти 5-я и 6-я зона сданы в аренду авиакомпании "Авиапрад" за сумму 100 млн. руб. в год. И почему бы вам, Сергей Николаевич, не взять у них в субаренду часть этих зон? Но это вообще фантастика, потому что "Домодедово" как бы взяло аэропорт, весь аэропорт у государства за 3 млн. долларов. Евгений Енин: Сергей Николаевич, вы видите некий умысел со стороны "Кольцово"? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Я думаю, что здесь как бы заместители Михаила Игоревича немножко заблудились вообще в цифрах. Евгений Енин: Но умысел вы не видите, некое давление на "Уральские авиалинии"? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Это прямое финансовое давление. Евгений Енин: Михаил Игоревич, что скажете? Было ли это с вашей стороны демонстрацией чего-то, попыткой изменить что-то в поведении "Уральских авиалиний"? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Я где-то раз в месяц трачу свое время на выяснение отношений с авиакомпанией по поводу слотов. Особенно это обостряется весной и осенью, когда мы обсуждаем зимнее расписание. И это обычные, я говорю, проблемы. То, что ее сейчас выдвинули как нечто неординарное – это удивительно. И второй момент: аэропорт определяет, как должен работать аэропорт. Это прерогатива руководства аэропорта. Авиакомпании должны с этим считаться и работать по тем правилам, которые у нас установлены, ни в коей мере нельзя перекладывать, даже если вы не согласны с решением аэропорта, ваши возникающие трудности и проблемы на пассажира, привозя его в то время, в которое вы заблаговременно были осведомлены, что пассажир не будет обслужен. Можно спорить о том, как порт принимал решения - правильно, неправильно - какие были причины этого решения, но должен быть порядок. Аэропорт управляет слотами. И аэропорт информирует авиакомпании, в какое время, когда, кто будет вылетать. Это прерогатива аэропорта. Авиакомпании могут через суд, через антимонопольные комитеты разбираться с этим. Евгений Енин: Все, понятно, спасибо большое. Авиакомпания "Авиапрад" – второй базовый перевозчик аэропорта "Кольцово". Она была создана потому, что "Уральские авиалинии" с чем-то не справляются, для того, чтобы выдавить их в конце концов с этого рынка? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": У нас задача – развивать рынок, потому что то, что мы сейчас делаем – строим новый аэровокзальный комплекс, строим новые взлетно-посадочные полосы - без географии полетов это будет аквапарк без воды. Это будут пустые, никому не нужные здания и красивые. Главное – развивать географию полетов из Екатеринбурга. Нужно каждую неделю, месяц открывать новые рейсы, состыковывать их между собой, давая пассажирам возможность летать через Екатеринбург в другие города России и из страны. Евгений Енин: То есть "Уральские авиалинии" не справляются? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Почему? "Уральские авиалинии" прекрасно выполняют свою часть работы, они сейчас сориентировались в том числе и на региональные полеты. Евгений Енин: Но понадобился все-таки, извините, я вас перебью, "Авиапрад" для того, чтобы заполнить какие-то ниши, которые "Уральские авиалинии" не заполняли? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Единственное отличие "Авиапрада", к примеру, от "Красаэро", от "Аэрофлота", от "Сибири" - во-первых потому, что он смотрит на эти ниши, он уральский, это бывшая компания Завода гражданской авиации. 10 лет он здесь зарегистрирован, и он хочет развивать эти направления. Мы любую авиакомпанию поддержим в развитии, в подъеме тех сложных маршрутов, которые мы хотели бы видеть у себя. Евгений Енин: Сергей Николаевич, как вы считаете, "Авиапрад" был создан для того, чтобы выдавить вас с рынка или для того, чтобы, ну, действительно, занять те ниши, которые вами не заняты по какой-то причине? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Ну, такие выражения, как "выдавить с рынка" – они несколько преждевременные. Я думаю, что как бы не родилась компания еще, которая нас попробует выдавить. А то, что "Авиапрад" сделан с ошибками – это вне всякого сомнения. Компания декларировалась как для местных воздушных линий, а летает на Москву и Сочи. Я думаю, что это не совсем правильное предназначение этой компании, но в конце концов у нее есть владельцы, они сами и определяют. И у меня нет претензий к авиакомпании как к таковой, мы работаем в рынке, и, бога ради, пусть будет еще 50 авиакомпаний. Мы сегодня просто говорим о том, что должны быть у всех равные условия, мы работаем в нормальном цивилизованном рынке. А когда пытаются ущемить интересы авиакомпании "Уральские авиалинии", как-то нам не очень это нравится. Евгений Енин: То есть вы сейчас обвиняете "Кольцово" в нечестной конкуренции? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Как бы разговор идет только об этом, да. Мы не имеем от "Кольцово" никаких льгот: ни финансовых, ни каких-либо других, и поэтому мы вправе требовать равного отношения тогда уже во всех каналах деятельности авиации вообще. Евгений Енин: То есть еще раз: "Кольцово" неодинаково относится ко всем перевозчикам, так я вас понимаю? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": По слотам получилось так, потому что летает масса авиакомпаний утром и вечером, а претензии по изменению слотов только к "Уральским авиалиниям". Евгений Енин: Михаил Игоревич, одинаково ли "Кольцово" относится ко всем авиакомпаниям? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Безусловно. Мы стараемся защищать интересы местных авиакомпаний, помогать им вставать на ноги, помогать им развиваться дальше. При этом мы – государственная инфраструктура, мы монополист в услугах, и поэтому обвинения в адрес аэропорта нашего и других аэропортов в каких-то преференциях – это обычный практикум, мы постоянно это слышим, постоянно в этом обвиняемы и уже живем с этим как с данностью. Потому что все равно получается: кто-то вылетел в это время, кто-то в другое время вылетел – нужно не на этом концентрироваться. Нужно двигаться вперед. Аэропорт за последние 2 года совершил рывок в своем развитии, к концу следующего года это будет лучший аэропорт в России, и нужно как бы несмотря ни на что идти вперед, а не концентрироваться на каких-то моментах абсолютно несущественных. Евгений Енин: А кто не идет вперед? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": В данном случае у нас проблемы с развитием маршрутных сетей. Я еще раз говорю о том, что хаб никогда не появится, хаб – это не аэровокзальный комплекс красивый, это возможность улететь в любой другой город за счет состыковок. Это то, что существует во всем мире, это то, что очень тяжело строить. Евгений Енин: Но все-таки, получается, "Уральские авиалинии" мало летают? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Ну, они… У них своя стратегия развития. Мы заказали, нам сделали свое исследование относительно того, какая у нас география должна быть полетов из Екатеринбурга. Мы предлагаем это всем перевозчикам – поучаствовать в реализации этой стратегии. "Уральские авиалинии" не обязаны ее поддерживать. Это частная компания, которая преследует личные интересы, главным образом финансовые. Евгений Енин: Понятно. В конце нашего разговора - очевидно, что есть конфликт, есть разные взгляды на происходящее между "Кольцово" - нашим аэропортом, "Уральскими авиалиниями" - исторически нашими авиалиниями. Я бы хотел, чтобы вы сказали, господа, в чем суть конфликта, по-вашему, как этот конфликт можно исчерпать и чем он, в принципе, может разрешиться, потому что, понятное дело, что может пойти в нехорошую сторону... Сергей Николаевич, ваше мнение? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Как бы конфликт любой приходит к какому-то логическому концу. И по слотам, я думаю, мы разберемся. Дальше будет ситуация в любом случае по цене авиационного топлива, которая беспрецедентно высокая в аэропорту "Кольцово". По цене сборов и ставок за взлет-посадку и так далее в аэропорту "Кольцово", которые практически на 50% выше, чем в целом по России. То есть это те элементы, которые не позволяют нам сделать дешевые тарифы для наших жителей. Мы готовы это сделать. И поэтому мы будем работать в этом направлении в любом случае, потому что тарифная политика авиакомпании – это очень важно. Мы хотим сделать дешевые тарифы, мы хотим сделать заполняемость наших самолетов не 60%, как сегодня, а 95. Евгений Енин: То есть вы хотите, чтобы "Кольцово" снизил стоимость топлива и снизил стоимость обслуживания? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Конечно. Евгений Енин: Чем это может все кончиться? Ну, например, может ли какая-то из авиакомпаний, которые сейчас летают хотя бы на том же московском направлении, уйти с рынка, потому что это будет невыгодно? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Я думаю, что будут летать все авиакомпании, которые сегодня существуют, просто доходность этого рынка будет меньше или она сохранится за счет понижения тарифов, но одновременного увеличения количества пассажиров. Такая идея есть, это расчетные цифры, и я вообще не боюсь никакого понижения тарифов. Будем соревноваться с железной дорогой. Евгений Енин: Цены на билеты могут упасть? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Конечно, конечно. Они упадут фантастически. Это я вам обещаю. Евгений Енин: Замечательно, вот это великолепно. Михаил Игоревич, ваше мнение: в чем суть конфликта, чем он может разрешиться? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": У нас конфликта не существует. Есть личные конфликты, связанные с тем, что есть желание зарабатывать больше. Нужно думать о том, что мы делаем дальше. Новая команда, которая пришла в аэропорт, поставила очень простую перед собой задачу - за 2-3 года сделать лучший аэропорт в стране. Говорить о том, что этот порт дороже, не хочу обижать, ну, какие-то "сараи" других регионов, через которые пассажиры летают, это не страшно, мне кажется, что любой уважающий себя человек заплатит лишние 200 руб. за то, чтобы прилететь и выйти через телетрап, через современный аэровокзальный комплекс, почувствовать, что он прилетел на Урал, в промышленную столицу России. И 200 руб. - это не цена вопроса за это. А если его встречает какой-то старенький автобусик, он выходит через зал прибытия обшарпанный – это гораздо хуже, ведь он заплатил 12-15 тыс. руб., сэкономил 200 руб., а не получил никакой услуги. Поэтому цены у нас нормальные и приемлемые для той инфраструктуры, которую мы сейчас даем. Относительно топлива: все авиакомпании вводят топливные сборы. Почему аэропорт не может вводить топливный сбор - это не очень понятно и неэтично. Авиакомпании собирают эти деньги с пассажиров и желают оставлять их себе. Мы просим часть этих денег направлять на развитие той инфраструктуры, которой пользуется пассажир, которой пользуется авиакомпания. Это нормальная абсолютно ситуация. Все остальные тарифы регулируются у нас государством, Федеральная служба по тарифам их устанавливает. Поэтому еще раз: конфликта нет, конфликт надуманный. Евгений Енин: Даже если это не конфликт, Михаил Игоревич, к чему это может привести, как бы эту ситуацию не называли? Разница во взглядах на тарифы? Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Вы знаете, конфликт – когда есть 2 конфликтующие стороны: один ударяет, другой хочет тоже драться. С нашей стороны у нас никаких вопросов нет к "Уральским авиалиниям" и никаких претензий мы не предъявляем. Молодцы, работают, пусть догоняют "Сибирь", "Красаэро". Мы надеемся, что через 2-3 года у них также будет 20-30 "Аэрбасов", "Боингов". Евгений Енин: То есть все будут летать, аэропорт будет развиваться, все будет хорошо. Понятно. Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Конечно. Наша задача – развивать аэропорт. Евгений Енин: Эта задача… Вот мне сейчас нужен прогноз. Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Прогноз? Да не будет конфликта, я вам еще раз говорю, мы как бы не будем вот в этой ситуации какие-то меры что ли, знаете, или еще что-то такое… Это обычная ситуация, о слотах всегда спорят. Евгений Енин: Спасибо большое. Сергей Николаевич, 10 секунд, последнее предложение. Что вы хотите сказать? Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании "Уральские авиалинии": Очень понравилось в отношении с "сараем". Что вот как бы "Кольцово" – это фантастический аэропорт, а кругом одни "сараи". Так вот, давайте простые вещи посмотрим. Все примерно ясно. Цена топлива в Кольцово – 1 032 доллара за тонну, в Мюнхене – 650 долларов, в Праге – 547, в Тель-Авиве – 189, в Пекине – 708. Никогда аэропорту "Кольцово" не догнать эти аэропорты. А цена на 300-400 долларов меньше. До такого идет развитие повышения цен тупиковое. Евгений Енин: Спасибо большое. Михаил Игоревич, 10 секунд. Михаил Максимов, генеральный директор аэропорта "Кольцово": Мне очень понравилась фраза одного экономиста, который, обсуждая наш стабфонд в стране, сказал потрясающую вещь. Он говорит: знаете, я хочу потомкам оставить ухоженную страну, а не мешок с деньгами. Хватит обсуждать деньги, надо развивать город, надо развивать аэропорт, надо развивать авиакомпании. Евгений Енин: Спасибо большое.
|