«Урал паблисити монитор», Ольга Чубанова
Публичное вскрытие давно зреющего нарыва разногласий между топ-менеджментом «Уральских авиалиний» и «Кольцово» наглядно продемонстрировало не только разницу во взглядах сторон на дальнейшее развитие екатеринбургского аэропорта, но и то, что интересы пассажиров не стоят и медного гроша в борьбе за коммерческую выгоду.
На первый взгляд, казалось бы, конфликт исчерпан. Вынесенный комиссией «Росавиации» вердикт о неправомерности отмены исторических слотов базового перевозчика расставил все точки над I, за интересы стратегического перевозчика вступился свердловский премьер, правда восторжествовала и поводов для волнений у пассажиров УА больше нет… Но это только на первый взгляд…
Все обстоятельства указывают на то, что продолжение войны неизбежно.
Как известно, в связи с заявлением руководства «Уральских авиалиний» территориальное управление Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области возбудило в отношении аэропорта «Кольцово» сразу два дела: по факту недобросовестной конкуренции и по признакам установления монопольной цены на керосин. По идее, учитывая многократность публичных обвинений руководства аэропорта в завышении цен на керосин, антимонопольщики давно должны были заняться проверкой АЗК «Кольцово». Но, как оказалось, для этого им нужны веские основания, каковыми, в частности является заявление пострадавшей стороны.
Получается, что до поры до времени гендир «УА» Юрий Скуратов ограничивался тем, что активно будоражил общественное мнение, но в антимонопольную службу обращаться не торопился, вероятно, в надежде пусть на «худой», но «мир». Судя по всему, на «добрую ссору» Скуратова окончательно сподвигла война, переведенная его оппонентами в открытую форму.
Не секрет, что какой бы деятельностью не занимались бизнес-дивизионы Виктора Вексельберга, они всегда идут до конца в отстаивании своих коммерческих интересов. В данном случае таковыми, видимо, являются отнюдь не благие намерения в заботе о будущем хабе развивать направление региональных перевозок. Глава «Кольцово» Михаил Максимов не хуже Юрия Скуратова осознает абсолютную нерентабельность этой затеи. Вполне очевидно, что речь идет о намерении монополизировать рынок уральских перевозок.
Скорее всего, первоначальный план задушить базового перевозчика ценами на керосин и выкупить контроль над ним по сходной цене «войскам» Вексельберга реализовать не удалось. Неуклюжая с точки зрения аргументации попытка под первым попавшимся предлогом лишить «УА» самого хлебного направления также провалилась.
По слухам, активно циркулирующим в бизнес-среде, симметричный ответ на действия Скуратова не замедлит последовать уже накануне Нового года. Поговаривают, что история с отменой исторических слотов может повториться, но уже в другой форме. Речь идет о срыве новогодних чартеров.
Если подобный форс-мажор действительно произойдет, то для «Уральских авиалиний» он станет настоящей «бомбой», способной свалить компанию не только финансово, но и продемонстрировать ее неспособность соблюсти интересы более 2,5 тысяч пассажиров. На сегодняшний день турфирмами уже зафтрахтовано 18 рейсов и можно только представить, что за паника царит сегодня на екатеринбургском рынке отдыха в ожидании подобных перспектив.
Как показывает практика, остановить свои «войска» «Ренова» способна лишь в случае столкновения с государственными интересами (так случилось, к примеру, с ВСМПО, когда после принятия решения об огосударствлении предприятия Виктор Вексельберг был вынужден отозвать все свои претензии к прежним акционерам). Между тем, несмотря на имеющиеся в руках областных властей ресурсы влияния на руководство "Кольцово" в виде акционерного пакета аэропорта, принципиальной оценки волюнтаристcких действий Михаила Максимова от них так и не прозвучало.
Безусловно, распоряжение главы кабмина Алексея Воробьева о возвращении исторических слотов «Уральских авиалиний» и обращение губернатора Эдуарда Росселя к федеральным властям с просьбой разобраться в ситуации сыграли свою позитивную роль в развернувшемся давича конфликте. Но приходится признать, что жесткого обозначения позиции первых лиц по поводу случившегося в итоге не было.
Именно поэтому слухи о возможности повторения ситуации в дни, когда жизнь в стране замирает и вмешательство властей как региональных, так и федеральных, в новый виток войны за монополию в «Кольцово» может быть отложено на неопределенный срок, с каждым днем набирают обороты.
Просьба редакции «Урал паблисити монитор» оценить возможность подобного сценария событий, обращенная к заместителю министра по спорту и туризму Константину Брылякову, честно говоря, также не внесла ясности в ситуацию.
- Я убежден, что повторения событий с отменой слотов не случится в ближайшей перспективе и тем более в отношении новогодних чартеров, которые согласовываются заранее, так как история получила громкий резонас, - заявил редакции г-н Брыляков. – Уверен, что оба предприятия сделали правильные выводы и будут в дальнейшем руководствоваться здравым смыслом и существующими между ними договорными отношениями. Все, что связано с базовым перевозчиком «Уральские авиалинии» находится в сфере интересов правительства и это четко дал понять премьер области Алексей Воробьев. Нам важно, чтобы стратегические планы «Кольцово» по созданию хаба поддерживались и реализовывались обеими компаниями. Считаю, что конфликт урегулирован и полностью исключаю его повторение.
Между тем, редакция нашего портала не готова на сегодняшний день столь же уверенно поддержать точку зрения замминистра. Тем более, что на вопрос, какие действия по защите прав туристов может предпринять министерство спорта и туризма Свердловской области в случае, если события начнут развиваться по описанному нами сценарию, четкого ответа мы не получили. По словам Константина Брылякова, вмешательство в действия аэропорта находится исключительно в компетенции федеральных транспортных властей.
Напоследок хочется отметить, что на Западе существует практика, когда график чартерных полетов официально публикуется с поддержкой в гарантиях со стороны соответствующих государственных ведомств. Думается, что в данной ситуации областным властям было бы полезно перенять опыт коллег из более цивилизованных стран. Или хотя бы публично предупредить аэропорт и авиакомпанию о необходимости соблюдения всех взятых на себя обязательств перед уральскими туристами. Для профилактики...
|