Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Зюганов и Навальный День города Екатеринбургу не испортили
Читайте нас в
>
О проекте Демонстрация Обзор PR Слухи Паблисити Анализ репутаций Архив
понедельник, 20 августа 2018г.Upmonitor в формате XML! 18+
Главные темы
03.12.2007, 15:08

Оправдания Петра Эсаулова

Оправдания Петра Эсаулова Замглавы Свердловской железной дороги первым принялся за реставрацию имиджа ведомства, пострадавшего после заявлений первых лиц региона о том, что уральское подразделение «РЖД» тормозит развитие области: как оказалось, СвЖД ни в чем не виновато – разработанные федералами темпы роста перевозок значительно ниже реальных потребностей бизнеса


Журнал "Эксперт-Урал" от 03.12.2007, Установить коммутатор
Чтобы реализовать на территории Большого Урала сценарий управляемого роста экономикой, лидерам территорий нужно отбросить амбиции, сесть за стол переговоров и определить ключевые точки межрегиональной интеграции
Автор публикации: И. Перечнева
Ирина Перечнева:
13 ноября ЕБРР опубликовал очередной доклад, анализирующий состояние переходных экономик. Он констатирует: Россия впервые достигла уровня 1989 года по объемам ВВП. Получается, что восстановительный период завершен. Возникает вопрос: что дальше? Какой тип экономики мы хотим создавать?

Исследование «Инвестиционные проекты Большого Урала», проведенное аналитическим центром «Эксперт-Урал», показало: недостатка в идеях, способных вывести промышленность на новый качественный уровень, сегодня нет (см. «Апокалипсис завтра», «Э-У» № 39 от 22.10.07). В общей сложности с 2006 по 2010 годы в промышленном секторе Урала и Западной Сибири запланированы проекты на сумму более 60 млрд долларов, и это без учета программ нефтегазового сектора. По большому счету, нет и системных проблем с финансовыми ресурсами для их реализации: у предприятий появилась прибыль и они научились привлекать деньги с публичных рынков капитала. Конечно, средств недостаточно, они часто очень дороги (см. «Бремя энтузиастов»). Но их привлечение — скорее, уже вопрос инструментария, времени и искусства.

Генеральный директор аналитического центра «Эксперт-Урал» Дмитрий Толмачев убежден: заявленные промышленниками инвестпроекты так или иначе будут реализованы. По его словам вопрос в том, какой ценой и с какими последствиями для территорий: «Ключевая проблема, которая будет увеличивать год от года стоимость проектов, — неразвитая инфраструктура, энергетическая и транспортная. Но самая главная трудность, с которой столкнется бизнес, — отсутствие квалифицированных кадров. Недооценка этого фактора может не только привести к замедлению реализации самих проектов, но и поставить под сомнение перспективы выживания многих населенных пунктов. Чтобы этого не произошло, нужно попытаться провести в жизнь сценарий, который мы называем сценарием управляемого роста». Как минимизировать риски при реализации инвестиционных проектов — этой проблеме была посвящена дискуссия на второй ежегодной конференции «Инвестиционные проекты Большого Урала», организованной аналитическим центром «Эксперт-Урал» и журналом «Эксперт-Урал» при поддержке правительства Свердловской области.

Не на связи

«Как только ударили морозы, нагрузка на генерирующие мощности Свердловской области подскочила до 6400 МВт, при том что пиковый показатель — 7000 МВт. Если не предпринять серьезных мер к наращиванию энергетических мощностей, то уже к 2010 году энергодефицит в области может составить 3000 МВт, а к 2015 году — 5000», — констатирует председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров. О нехватке энергетических мощностей уже много лет трубят промышленники региона: основная масса инвестиционных проектов начата предприятиями черной и цветной металлургии, это самые энергоемкие отрасли. Нельзя сказать, что энергетики не понимают доли ответственности. У каждой оптовой, генерирующей, сетевой компании есть детально расписанный бизнес-план. По сути, они сами становятся крупнейшими участниками рынка инвестиций: по оценкам АЦ «Эксперт-Урал», в 2007 — 2008 годах в структуре запущенных проектов на Урале более 40% приходится именно на электроэнергетику.

Вот только сроки ввода новых мощностей все откладываются (см. «Учитесь управлять проектами»). Среди множества факторов торможения — ценовая политика западных производителей энергетического оборудования. «Мы находимся в рынке продавца, который диктует свои условия. К примеру, американская компания “Фостер Виллер” год назад предлагала котлы за 75 млн евро, а на данный момент они стоят уже 100 млн евро», — констатирует заместитель генерального директора ОГК-1 Владимир Симонов. Такой диктат — следствие развала отечественного энергомашиностроения. Удержавшиеся на плаву российские компании загружены на 100%, удовлетворить спрос на новые технологии они не в состоянии. «На этом фоне иностранные компании резко подняли цены именно для российских производителей. К примеру, французская Альстом изготавливает для российских энергетиков оборудование сроком поставки через четыре года по цене 1750 евро за киловатт, а в Англии — по 650 евро. Так что в ближайшее время никакой новой генерации на территории не будет», — убежден заместитель генерального директора по энергетическим проектам УГМК-Холдинга Владимир Нечитайлов. К этому фактору, по его мнению, добавляется и элементарное нежелание оптовых и генерирующих компаний, находящихся в стадии реорганизации, предпринимать серьезные шаги до появления настоящего собственника.

Поэтому выход у бизнеса один — строительство собственной малой генерации. Для этого промышленникам, инвестиционным компаниям, власти следует объединять усилия, создавать подобие координационных советов, которые существовали в начале 90−х в каждом субъекте федерации. «Надо садиться и обсуждать реализацию каждого конкретного инвестиционного проекта», — призывает Владимир Нечитайлов. И энергетики, и промышленники соглашаются: это нерыночные методы, но замены им нет. Потому что иногда проблему создает элементарное отсутствие информации. Пример приводит и.о. исполнительного директора Свердловэнерго Андрей Тиунов: «Собственники завода Уралпластик принимают решение о переносе производства из Екатеринбурга в небольшой городок Дегтярск. Да, хорошее решение для вывода из кризиса депрессивной территории, где производственные предприятия прекратили деятельность в период перестройки. Но никто почему-то не учел того факта, что за это время существующие мощности в 20 — 25 МВт перераспределились между бытовым сектором и коттеджными поселками. В результате мы можем выдать предприятию максимум 3 — 5 МВт вместо требуемых 20 МВт».

Та же проблема — отсутствие информации — у железнодорожников. По данным Государственного института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта, прогноз увеличения погрузки к уровню 2006 года в 2010−м составит 35%. А по заявкам предприятий — 79,2%. «Заявленные темпы роста промышленности в 1,5 раза выше, чем разработанные министерством экономики РФ. Уже сейчас закладываются серьезные диспропорции между спросом и предложением на грузоперевозки», — считает заместитель начальника Свердловской железной дороги Петр Эсаулов.

В итоге получается: развитие железнодорожной инфраструктуры все больше сдерживает развитие промышленного комплекса. «Темпы объемов отправления грузов не обеспечивают потребности промышленности в перевозке продукции. За 10 месяцев этого года объем промышленного производства вырос на 10,5% к соответствующему периоду прошлого года, а грузоперевозки и доставка грузов  по железной дороге — только на 4%», — говорит Виктор Кокшаров. И опять же: понимание значимости этого фактора есть на всех уровнях — разработана стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая предполагает
объем инвестиций в размере 13,7 трлн рублей, в том числе на строительство новых линий и модернизацию инфраструктуры и подвижного состава. Но не хватает механизма координации и состыковки планов всех участников инвестиционного процесса.

Однако самым непредсказуемым фактором участники конференции в один голос называют человеческий капитал. «Инвесторы вкладывают много денег, чтобы прийти в регион, а потом выясняется, что там нет трудовых ресурсов. В Ленинградской области никогда не делали автомобили, а теперь это ни больше, ни меньше “Русский Детройт”. Нет ни одной мировой корпорации, которая бы не заявила о строительстве на северо-западе страны автомобильного завода. Откуда они возьмут столько людей? Я уже не говорю про специалистов, но там чисто физически нет необходимого населения для работы на заводах», — удивляется генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков.

Однако эта проблема кадров не так однозначна, как две названные выше, поэтому оценки ее масштабов и последствий противоречивы. Генеральный директор компании «Апрайт» Павел Неверов прогнозирует: через пять лет до 75% всех закрываемых бизнесов будут свернуты из-за отсутствия кадров. Владимир Нечитайлов категорически не согласен: «С людьми все в порядке. Это просто недоработки кадровых служб на предприятиях. Надо подбирать людей, учить их и устраивать на завод. Проблему раздувают консалтеры». О том, что предприятиям приходится не только учить, но переучивать готовых специалистов, сегодня говорят много и часто. Во многом это связано с качеством образования (что составляет тему отдельной дискуссии, см. «Спрос на великих»). Однако зачастую проблема заключается не столько в уровне организации собственно учебного процесса, сколько в отсутствии все той же координации между властью, бизнесом и наукой. Первый вице-президент группы компаний AVS Group Ольга Наумова приводит такой пример: «Сегодня логистические компании испытывают недостаток водителей автопогрузчиков, через три года это будет просто дефицитная профессия. Между тем единственное профтехучилище в Свердловской области уже три года не имеет набора — молодые люди не знают, что через несколько лет эта специальность будет востребована на рынке, а значит, начнет хорошо оплачиваться. Вместо этого они толпой идут учиться на менеджеров, часто не имея на это никаких способностей. А потом остаются без работы». 

Дом, город, магистраль

В теории дефицит кадров создает определенные плюсы для экономики: это неизбежно заставит предприятия повышать производительность труда. Генеральный директор корпорации «ВСМПО — Ависма» Владислав Тетюхин подтверждает тезис практикой: «В наших планах заложен рост производительности труда с 2000 по 2015 годы в 11 раз. Уже сегодня выработка на одного человека составляет 75 тыс. долларов, к 2015 году будет 145 тыс. долларов». Метод верный, но недостаточный. Усиление конкуренции на мировом рынке титана заставляет даже успешную во всех отношениях компанию «ВСМПО — Ависма» искать новые рыночные ниши. «Если мы хотим победить, мы должны действовать на опережение. Для этого надо стимулировать наших традиционных заказчиков делать конечную продукцию здесь, в России, в Верхней Салде. Тогда они не уйдут к конкуренту», — заявляет Владислав Тетюхин. И подтверждает, что обеспечить приток квалифицированных кадров даже на предприятие мирового уровня только через высокую зарплату невозможно: «Из 125 салдинских мальчиков и девочек, закончивших вузы, домой возвращаются только 25. Остальные оседают в крупных городах. Поэтому наша задача сделать так, чтобы у нас была нормальная уютная провинция, где можно было бы хорошо жить, отдыхать, работать на одном из лучших предприятий мира». Золотые слова. Как бы их смысл донести до федеральных властей?

Как ни печально это констатировать, но в стране как не было, так и нет четкой и последовательной концепции пространственного развития. «Что нужно сделать, чтобы освоить территорию? Три пункта: построить хорошие города, в которых должны быть удобные дома, и соединить их быстрыми магистралями. Дом, город и магистраль — вот ключевая триада под называнием освоение территории. У нас нет успехов пока ни по одному пункту», — констатирует генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев.

Между тем, как показывают исследования АЦ «Э-У», в Свердловской и Челябинской областях до 90% инвестиционных проектов в промышленности запланированы именно на территории вторых городов. В этих городах начнется серьезный рост, обусловленный притоком людей в промышленность и сопутствующие сегменты. И проблема как раз в том, будет или не будет должным образом использован этот потенциал. Чтобы ответ был положительным, региональная власть уже сейчас должна заниматься созданием институтов трансляции на территории мощного ресурса, который концентрируется в крупных городах, убеждена директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Прежде всего это сокращение расстояния внутри одной области. Вы не доберетесь до маленьких 50−тысячных городов сразу, так начинайте хотя бы основные артерии сшивать. Потому что никто не отменял общих правил развития пространства. Ресурсы концентрируются в центрах, которые создают инновационный потенциал, а дальше он транслируется на территорию. Мы просто эту модель не любим, потому что у нас Москва столько лет все концентрировала и ничего не транслировала. Поэтому мы вместо развития связей сразу начинаем биться за заселение неперспективных деревень, наступая на грабли политики 70−х годов».

Подведем итог. Совершенно очевидно, что решение этой задачи невозможно в рамках одного субъекта федерации: формальные и реальные хозяйственные связи между городами — не одно и то же. К примеру, сегодня никто не учитывает, что город Чайковский Пермской области в силу географического положения в большей степени конкурирует с соседними Воткинском и Сарапулом из Удмуртии, Нефтекамском из Башкирии, чем с каким-либо населенным пунктом Прикамья. И в том числе — за людские ресурсы. Поэтому стратегии экономического развития субъектов федерации Урала нужно увязать между собой. Для этого следует определить ключевые точки, где власть, бизнес, наука должны сотрудничать, а не соперничать. Это прежде всего развитие электроэнергетики, транспорта, восстановление профессионального образования. Причем, как показывает международный опыт, для этого не всегда надо искать дополнительные средства в бюджете. Вполне эффективным средством развития коммуникаций при правильном понимании и использовании способен стать механизм частно-государственного партнерства (см. «Эффективность и дисциплина»). Важнейшей составляющей таких межрегиональных концепций должна быть миграционная политика: без учета движения человеческого капитала невозможно строить перспективные планы. Но для того чтобы подойти к разработке таких стратегий, региональным лидерам, по выражению Натальи Зубаревич, следует начать с себя: сломать ментальные ограничения типа «мой регион — я хозяин» и научиться работать в условиях интеграции.


Главные темы
Владимир Мостовщиков и недоработка из-за переработки
Владимир Мостовщиков и недоработка из-за переработки
Лента заявлений
20/08/2018
Владимир Путин

"Друзья, рассчитываем на поддержку!"

Василий Матюшенко

"В Североуральске ярмарки, фестивали и фонтаны"

Патриарх Кирилл

"Всякое посещение Екатеринбурга связано с мыслями о подвиге"

Комментарии
Межэлитный мир второго срока Межэлитный мир второго срока
Евгений Куйвашев стал губернатором Свердловской области в результате безоговорочной победы
Паблисити
Двести, а не сто! Двести, а не сто!
Медийные итоги публичных персон Урала в июле - по версии ЮПИмонитор
Ах, мундиаль! Ах, мундиаль! Ах, мундиаль! Ах, мундиаль!
Медийные итоги публичных персон Урала в июне - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

Цифровой Кубок ИннопромаЦифровой Кубок Иннопрома

Командный и персональный медийные зачеты Международной промышленной выставки по версии ЮПИмонитор

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2018 г.г. Администратор домена - агентство ЮПИмонитор (Agency UPmonitor.ru Ltd)
Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор и главный редактор Худяков Эдуард Валентинович
В электронном архиве мониторинга офф-лайновых СМИ - данные ИАА "Урал паблисити монитор"
Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве

Rambler's Top100