Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 20 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Главные темы
15.12.2007, 12:43

Наталья Ветрова и культурная эволюция

Региональный нацпроект по культуре, предложенный главой свердловского минкульта, до сих пор остается одним из самых непубличных проектов, но при этом помогает медленно, но верно возрождать духовную сферу в областной глубинке


пресс-папка к теме

Газета "Областная газета" от 15.12.2007, «Работники культуры почувствовали на себе заботу государства», считает заместитель министра культуры Свердловской области Валерий Пластинин
Автор публикации: Н. Подкорытова
Наталья Подкорытова:
Валерий Викторович, как живёт провинциальная культура? Безусловно, там проблемы с материальной базой, меньше профессионального искусства, но, тем не менее, люди работали и работают, оставаясь искренними энтузиастами своего дела. И, благодаря им, потихонечку стирается грань между городом и деревней, о чём мечтают в нашей стране уже не одно десятилетие… По крайней мере, в области культуры.

Валерий Пластинин: А надо ли, чтобы стиралась эта грань — между городом и деревней? Ведь иначе мы рискуем потерять целый пласт народной культуры — изумительные по красоте песни, танцы, традиции декоративно-прикладного творчества. Напротив, культуру и традиции народов Урала надо бережно сохранять и развивать — что мы и делаем.

Другое дело, что мы должны предоставить жителям сельских, удаленных от крупных городов территорий равные возможности в получении культурных благ. Это значит, что в районной или поселковой библиотеке должны быть хорошие современные книги, компьютеры, возможность заказать по Интернету необходимую информацию из областных библиотек. Хорошо, если в каждом клубе будет современное звуковое и световое оборудование, а у самодеятельных артистов — красивые костюмы. Жители уральских посёлков и деревень, как и жители мегаполисов, хотят смотреть на большом экране новые фильмы, побывать на концерте профессиональных артистов или спектакле. И наша задача — позаботиться об этом. Одним из основных направлений реализации регионального компонента приоритетных национальных проектов в сфере культуры Свердловской области является именно выравнивание обеспеченности населения нашей области услугами организаций культуры, повышение доступности культурных благ.

Кстати, исторически в Свердловской области сложилось так, что на селе, где проживают около 12 процентов жителей области, расположены больше половины библиотек и культурно-досуговых учреждений — примерно 700 клубов и столько же библиотек. Во времена социализма совхозы могли строить и содержать их. Сегодня, за редким исключением, все эти заботы легли на плечи муниципалитетов.

Сельские жители, как и многие городские, хотят самовыражаться в творчестве, везде есть свои таланты. В муниципальных образованиях люди с удовольствием идут в клубы — единственное, как правило, учреждение культуры в селе, бесплатное и доступное. Здесь в основном развивается народное творчество: работают небольшие вокальные коллективы, эстрадные и танцевальные студии, самодеятельные театры, очень много фольклорных групп. 

Большое искусство не доходит до села, потому что это не надо большему искусству? Или технические условия сельских клубов не позволяют профессиональным исполнителям донести своё творчество в первозданном виде? 

Думаю, профессиональные артисты ценят внимание и аплодисменты зрителей на любой сцене. Другое дело, что экономическая ситуация в стране сейчас другая. Областные театры, концертные организации осуществляют в течение года десятки выездных культурных акций — в том числе и бесплатных, благотворительных. Но такой формы работы, как постоянное шефство, когда профессиональные учреждения культуры давали огромное количество бесплатных для зрителей концертов, сегодня нет. Сейчас это сопряжено с большими расходами.

Мы пытаемся эту нишу закрывать, проводя фестиваль «Мастера искусств — жителям уральской глубинки». В этом году в рамках проекта прошёл фестиваль «Играй, гармонь» в Камышловском районе. В Красноуфимский, Артинский, Невьянский, Алапаевский районы выезжали артисты Уральского государственного театра эстрады, концертного объединения «Уральский хор», театра «Волхонка», солисты Свердловской государственной академической филармонии. Мы пытаемся увеличивать выделяемую на фестиваль сумму. Будем лучше жить, будем чаще ездить. 

Но ведь согласитесь, сколько бы это ни стоило денег, отдача всё равно больше. 

Людям это надо: они столько лет не видели профессиональных артистов и с большим удовольствием их встречают. Иван Пермяков, солист Уральского хора, покорил весь Камышловский район. Он не только народный артист, он — артист для народа.

В прошлом году в Тугулымском районе проводили культурно-поэтический десант. Когда председателем отделения Союза писателей был поэт Лев Сорокин, подобные десанты высаживались по 3–4 раза в год. Всегда прекрасно встречали литераторов. И мы пытаемся это восстановить. Я не надеялся, что хорошо примут писателей и поэтов, но люди тянутся к культуре, и приём в библиотеках был великолепный.

Мы очень много потеряли за перестроечные годы. Из 1500 киноустановок в области осталось чуть больше сотни. И в таких местах, куда еще долго не доберется «Премьер-зал» — невыгодно бизнесу развивать систему кинопоказа в небольших городах и в сельской местности. Мы отчасти решили проблему, купив 36 киновидеопередвижек. Народ сначала потянулся в кино, потом произошел спад — не хватало новых интересных фильмов. Решаем эту проблему, увеличивая закупки фильмов на новых видах носителей. С начала 2007 года в областной госфильмофонд приобретено более 180 новых фильмов на сумму почти один миллион рублей.

Теперь стали и модернизированные досуговые центры приобретать — они выезжают в те населенные пункты, где нет стационарных учреждений культуры. Сотрудники районных и городских домов культуры, самодеятельные артисты проводят с помощью «клубов на колесах» праздники, «Дни деревень», просто концерты. И мы видим, жизнь оживляется, люди нуждаются в таких мероприятиях. С начала этого года восемь передвижных автоклубов поступили в Байкаловский муниципальный район, городской округ Богданович, Белоярский, Каменский, Невьянский, Режевской, Туринский, Ивдельский городские округа.

Была беда с книжными фондами на селе — устарели они изрядно. Но благодаря реализации регионального компонента национальных приоритетных проектов, программе помощи сельским библиотекам поправляем положение.

Я езжу по деревням и вижу: у людей глаза теперь блестят. Кстати, библиотекари даже в самые трудные годы меньше говорили о собственной зарплате, чем о книжных фондах. Их всегда беспокоило, что людям нечего будет читать. Проблема потихоньку снимается. Мы видим, что люди «нахватались» приключений, детективов, женских романов, им хочется классики, новые справочники, спрашивают специальную литературу. Школьная программа тоже наталкивает на солидное чтение и серьёзную подготовку. Есть, правда, небольшой нюанс в этом положительном процессе: сегодня списывается литературы больше, чем покупается. Со временем, думаю, процесс стабилизируется, достигнем баланса.

В 2006 году, который стал первым годом реализации регионального компонента нац-проектов, были пополнены книжные фонды библиотек всех 72 муниципальных образований. За счёт средств областного бюджета было приобретено 134 тысячи экземпляров новых книг на сумму 12 миллионов 414 тысячи рублей. Из средств местных бюджетов на приобретение новых книг было израсходовано 12 миллионов 634 тысячи рублей. В этом года процесс пополнения книжных фондов идёт ещё активнее. 

На последней «прямой линии» Наталье Константиновне Ветровой было много звонков от селян, обеспокоенных состоянием их клубов… 

И это понятно: они построены в 70–80- е годы. Тогда клубы содержали сельские Советы, были статьи в бюджете области, министерство культуры России бесплатно снабжало автобусами, аппаратурой, выделялись деньги на строительство и капитальные ремонты. Потом, с началом 90-х, был «провал», в результате которого в области 52 процента учреждений культуры стали нуждаться в основательном ремонте, примерно четверть находились в аварийном состоянии. За последние два года, благодаря реализации регионального компонента нацпроектов в сфере культуры, наметилось улучшение. За счёт выделяемых областью средств во многих клубах закрыли крыши, обеспечили теплом. Плюс вложения местных администраций по программе софинансирования. Таким образом, мы сразу на шесть процентов уменьшили количество ДК, находящихся в плачевном состоянии.

В 2007 году капитальный ремонт ведётся в 36 муниципальных учреждениях культуры в Берёзовском, Сысертском, Серовском, Верхотурском городских округах, Качканаре, Волчанске, других территориях.

Как только заработала программа софинансирования, заработала и местная власть. Сегодня региональный компонент очень их подтягивает: надо ведь отчитываться. Везде процесс пошёл: где-то лучше, где-то хуже. Многое от глав администраций зависит. Например, в Тугулымском районе всё время были накладки, чего-то не хватало… Глава сменился, и всё стало появляться — хотя и район тот же, и деньги те же. В библиотеке сделали капитальный ремонт, купили девять компьютеров, оборудовали компьютерный форум  зал. Теперь её не стыдно показать любому району Екатеринбурга. Отремонтировали в Тугулыме Дом культуры, зрительный зал в прекрасном состоянии. 

Наверняка изменилось и настроение людей, работающих в библиотеках, клубах, школах искусств? 

Им стало интересно жить и работать, несмотря на небольшую зарплату. Я надеюсь, в следующем, 2008 году, поднимется зарплата на 50 процентов работникам культуры муниципальных образований. Губернатор обещал это.

Сегодня нет проблем с подготовкой кадров. Есть с самими кадрами: едут в село пока с неохотой. Несмотря на то, что мы пособие в тридцать тысяч выдаём молодым специалистам. 

А муниципалитеты готовы готовить для себя кадры, оплачивать обучение? 

Это пока редкий случай, хотя есть целевики, которых и жильём стараются обеспечивать. Но даже это не прельщает. Почувствуют молодые хореографы или хормейстеры вкус городской жизни и остаются в Екатеринбурге. 

Валерий Викторович, наверняка после кадров самая болевая точка — материально-техническая база… 

Да, правильно. Но я бы ещё добавил, что престиж работников культуры невысок. Хотя они востребованы и с социальной точки зрения лучше защищены, чем работники сельского хозяйства. У них твёрдая зарплата, выплачивается своевременно и для деревни вполне приличная. Другое дело, что в ДК надо приводить в порядок кресла, аппаратуру, сценическое оборудование. Раньше время было сложное, муниципалитеты не уделяли должного внимания объектам культуры, но теперь могут и должны. И положение будет поправляться из года в год. 

Проект «Уральская деревня» поможет подняться сельской культуре? 

Денет в этом проекте на культуру выделено пока не много. А у нас 1800 с лишним сельских населённых пунктов, 800 из которых не имеют учреждений культуры. А мы строим один клуб за двадцать лет. И в областном правительстве, и в областной Думе признают, что денег на культуру запланировали мало, и, принимая «Уральскую деревню», пообещали, что финансовая часть проекта будет корректироваться. Приятно чувствовать такое понимание. 

Работники культуры почувствовали на деле заботу государства? 

Думаю, да. Может быть, она не столь велика в материальном отношении, но внимание государства они, безусловно, почувствовали. Их жизнью стали интересоваться, и это поддерживает морально. Раз пришла книга в библиотеку, значит, за ней придёт читатель, и библиотекарь понимает: день прошёл не зря. Я был в одной деревне на Дне мамы, когда каждый из детей, приходя в библиотеку, вёл с собой маму. Она раз пришла с ребёнком, тоже книжку брала — для себя. Потом многие мамы привыкают к этому и регулярно приходят и с детьми, и сами. 

Валерий Викторович, на ваш взгляд, каково главное значение реализации в Свердловской области регионального компонента в сфере культуры? 

Я разговаривал недавно с одним из глав муниципальных образований. Он признался: «Когда я только пришёл работать, считал, что главное — здравоохранение. А проработав два года, понял, что без культуры — никуда. Работники культуры — сегодня мои первые помощники». Благодаря региональному компоненту, главы администраций обратили внимание на культуру, которая всегда финансировалась по остаточному принципу, и внимание было соответствующее. Сейчас мы понимаем, что только культура может заинтересовать подростков, отвлечь их от наркотиков, алкоголя. Сегодня культура — помощник во всех делах, связанных с реализацией важнейших социальных программ.

Но чтобы культура работала, она должна финансироваться. Чтобы что-то получить, надо всегда вкладывать. Если мы хотим вырастить хлеб, его надо сначала посеять.



Журнал "Эксперт-Урал" от 18.06.2007, Ориентирование на местности
В Свердловской области введен региональный национальный проект в сфере культуры. На месте ориентируются не на процесс, а на результат
Автор публикации: М. Романова
Марина Романова:
Культурный срез жизни Екатеринбурга на примере одного дня, взятого наугад: две новые постановки (в оперном театре и ТЮЗе), конкурс юных гитаристов, вечеринка единения искусства, открытие выставки в частной галерее, концерт камерного оркестра в японском стиле. Небедно, хотя это только события местного производства. Екатеринбург входит в шестерку российских городов, имеющих полное театральное предложение, в четверку городов, производящих художественное кино. Чем определяется состояние культуры: творческой активностью единиц, стечением энергий, политикой власти?

Журнал «Эксперт Урал» неоднократно обращался к теме взаимоотношения власти и искусства. В разных регионах у этой связки своя специфика. Челябинская область представляет вариант «домашней любви»: сфера культуры воспринимается как равноправный член семьи, правда, требующий опеки. В Пермском крае искусство используют как инструмент создания имиджа территории. В Свердловской области еще несколько лет назад главным считалось сохранение того, что есть: политика была пассивноподдерживающей. Теперь областное руководство предлагает активный вариант отношений — региональный национальный проект. Его принцип — помогать, не мешая. О культурной политике наша беседа с министром культуры Свердловской области Натальей Ветровой.

Уральский феномен

Наталья Константиновна, существует ли феномен уральской культуры? Есть ли у нас то, чего больше нет нигде?

Феномен уральской культуры заключается в феномене уральского края. С одной стороны, мы должны войти в общемировое пространство, развиваться в русле общих тенденций. И наше профессиональное искусство в лучших своих образцах приближается к мировому уровню. С другой — у нас есть особенности, обусловленные прежде всего тем, что Урал — промышленный регион. Сосредоточение высокотехнологичного производства предъявляет к интеллекту людей повышенные требования. Область выделяется высоким уровнем образования и общей «культурностью»: одно не бывает без другого.

Отсюда, видимо, вытекает такая черта уральской культуры, как чувство времени. Удивительно, но именно современное искусство обрело у нас мощное развитие. Это современный танец: коллективы Татьяны Багановой, Сергея Смирнова неоднократно получали высшую театральную награду страны — «Золотую маску». Это театр музыкальной комедии, который успешно работает в жанре мюзикла. Это школа современной драматургии во главе с Николаем Колядой. Свердловская область — известный центр рок-культуры. 

Вы назвали самые яркие «отметины», но их возникновение не связано напрямую с политикой власти. 

Творческая составляющая, действительно, самодостаточна. Но условия ее реализации во многом определяются ситуацией. Вот художник пишет картину. Он один на один с холстом и собственными возможностями. Но где ему работать, если с художественными мастерскими сегодня непросто? Задача власти — создать условия для творческого процесса, в этом случае — принять решение о льготной арендной плате. Или возьмем успех Уральского академического филармонического оркестра, получившего европейское признание: он определяется не только высоким исполнительским уровнем, современной работой менеджмента, но и поддержкой губернатора. Здесь можно говорить о совмещении творческого и административного ресурсов.

А есть еще более девятисот библиотек, около тысячи домов культуры, двухсот образовательных учреждений. Есть система кинопроката: в крупных городах частный бизнес охотно вкладывает средства в кинотеатры, но в малых населенных пунктах они остаются нашей заботой. За культурным хозяйством нужен уход, как за всяким другим. Одна из главных задач сегодня — укрепление ресурсной базы. Даже в областном центре здания некоторых театров и музеев требуют реконструкции.

Региональный, но национальный

Свердловская область стала первой в стране, где к известным уже национальным проектам добавился местный — в сфере культуры.


Региональный компонент национального проекта — это системообразующий документ, определяющий приоритетные направления в развитии культуры. Коротко: доступность культурных благ для всех жителей области; накопление кадрового потенциала; влияние культуры на социально-экономическое развитие региона, на формирование привлекательного имиджа Свердловской области. На реализацию регионального компонента национального проекта в сфере культуры в 2007 году сверх текущего областного бюджета дополнительно запланировано 165 млн рублей. Мощные вливания в культуру дадут импульс для дальнейшего развития. Проект рассчитан минимум на три года. 

Вы говорите о доступности. Но возможно ли полное равенство между селами и городами? 

В мегаполисе обеспеченность услугами культуры еще долго будет выше, чем в удаленных районах. Тем не менее мы должны стремиться к выравниванию. В области работают 24 мобильных кинотеатра — в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. 33 млн рублей направлены на пополнение книжных фондов и приобретение компьютерной техники для библиотек, чтобы они стали информационными центрами. Выделены десять грантов по миллиону рублей для сельских домов культуры. Это большие деньги. Причем мы взяли не бедные ДК, а те, которые представили интересные творческие заявки и победили в конкурсе.

Введением регионального компонента национального проекта мы говорим: культура — приоритет номер один для общества. Все взаимосвязано: прочитанными книгами и увиденными картинами формируется отношение к жизни, культура бытовая, производственная, внутренняя. Недавно я была в Североуральске. Никогда не забуду того, что увидела: между шахтами шло соревнование на лучшее оформление и благоустройство наземной территории. Цветники там такие, что в Европе нечасто встретишь, чистота идеальная. Не первый год проводится конкурс художественной самодеятельности: у людей существует естественная потребность самовыражения. И мы должны создать для этого условия.

Кадровый потенциал культуры Свердловской области, насколько можно судить по результатам, очень высок. В чем вы видите проблему здесь?

Важно удержать в сфере лучших. А это напрямую зависит от моральной и материальной поддержки самых ярких творцов и уровня зарплаты всех. В 11й раз вручены десять премий губернатора за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, сумма каждой в этом году составила 100 тыс. рублей. Выплачиваются стипендии талантливой молодежи, пожизненное ежемесячное пособие ветеранам культуры и искусства. За последние два года вдвое выросла оплата труда специалистов академических театров и концертных организаций. Средняя зарплата в областных учреждениях культуры приближается к средней по области. Мы постоянно проводим «мониторинг бедности»: сколько осталось в сфере культуры тех, кто получает меньше прожиточного минимума. В прошлом году их было 12%, теперь 9%. В муниципальных учреждениях цифры пока выше.

Третьим приоритетом местного нацпроекта названо формирование привлекательного имиджа региона. Что имеется в виду?

Я наблюдала множество раз: иностранные гости, приезжая на Урал, в первую очередь оценивают уровень жизни и уровень культуры. Именно здесь формируется их доверие или недоверие к области. Для нас это означает поддержку международных гастролей, проведение фестивалей, акций европейского и мирового масштаба. Из последних могу назвать XI Международный фестиваль детского музыкального творчества «Земля — наш общий дом», III Демидовский международный юношеский конкурс скрипачей, Международный фестиваль «Джаз-транзит», Поэтический марафон.

Закон суров

Министр культуры Александр Соколов, находясь с визитом на Урале, говорил о несовершенстве законодательной базы в сфере искусства как одной из болевых точек. Чтото можно сделать на региональном уровне?


С позиции регионов здесь мы многое потеряли. Пройден этап приведения областного законодательства в соответствие с федеральным. Ряд местных актов, например очень актуальный закон о творческих союзах и творческих работниках, пришлось отменить: на федеральном уровне аналог отсутствует. Российская культура сегодня не имеет качественно проработанного законодательного поля, серьезной нормативноправовой базы. Как сказал недавно Иосиф Кобзон, мы до сих пор живем по меркам 1982 года. Это не позволяет развязывать проблемные узлы. Так, в Свердловской области много памятников истории, зарегистрировано около полутора тысяч, в основном купеческие особняки: они нуждаются в уходе. В то же время есть крупные собственники, которые хотят провести реконструкцию. Закон о реформе местного самоуправления, к сожалению, не упростил жизнь. Вместо одного руководящего органа в сфере культуры на уровне федерации возникло три, отсутствует единый подход к проблемам.

Когда начнется реорганизация учреждений культуры?

Закон «Об автономных учреждениях» принимался мучительно и сложно. Культура не существует вне процессов в экономике. Реорганизация назрела. Сегодня учреждения культуры могут начать автономное плавание. Они обретают большую самостоятельность, в том числе в распределении средств, государство же выделяет бюджетные деньги через систему госзаказов. С 1 июля две крупные, стабильные организации, имеющие опыт зарабатывания собственных средств, — филармония и театр драмы — начинают эксперимент: переход от сметного финансирования к финансированию по результату. 

Результат в культуре и искусстве — вещь спорная. Как его можно подсчитать, запланировать?

Сложно, но мы пытаемся. В Российской Федерации должны быть единые нормативы на услуги культуры, их пока нет. За результат принимается количество спектаклей, концертов, зрителей.

Приведет ли переход на новую форму хозяйствования к уменьшению бюджетного финансирования культуры?

Скорее всего, размеры финансирования принципиально не изменятся. Цель перехода — через самостоятельность учреждений культуры добиться наибольшей эффективности, в том числе и в использовании средств. Учреждения культуры должны служить зрителю, слушателю, а не удовлетворять лишь желания творцов.


Главные темы
Лента заявлений
20/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Комментарии
ВК-медиа "в контакте" с силовиками и судом? ВК-медиа
Как детский сад "Чебурашка" оплатит Александру Арцыбашеву штраф за дискредитацию СВО
Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100