Журнал "Бизнес и жизнь" от 11.04.2007, Стать наемным менеджером - это компромисс с самим собой Автор сообщения: Журнал "Бизнес и жизнь" Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 12.04.2007 (10.00) Журнал "Бизнес и жизнь": Игорь Мишин владелец медиахолдинга «4 канал», совладелец Национального телевизионного синдиката
Основатель и владелец телекомпании «4 канал» (оборот екатеринбургских медийных активов за прошлый год - 20 миллионов долларов), В августе 2004 года семья Мишина скидала в стокубовую фуру вещи, мебель и переехала в Москву, Игорь прожил в Екатеринбурге 42 года. Теперь он руководит компанией из столицы, раз в месяц приезжая в родной город, и одновременно занимается телевизионным бизнесом в Москве. В сентябре 2006 года стал генеральным директором телекомпании «Амедиа» (создатель сериалов «Бедная Настя» и «Не родись красивой»).
Компания: телекомпания «Амедиа» Должность: генеральный директор Наемник: с сентября 2006 года Причина: новый опыт и знания
Игорь Мишин, владелец медиахолдинга «4 канал»: Я был владельцем бизнеса последние 16 лет, а наемным менеджером работаю только шесть месяцев. Эта ситуация совпала с возрастом, когда был перейден сорокалетний рубеж. Осмысление середины жизни, когда человек прикидывает, что реально у него осталось для работы лет 15. Предыдущие годы были прожиты, есть определенный результат. И здесь два варианта: либо тиражировать однажды найденный удачный опыт, почивать на лаврах, жить на рейтинге оставшиеся 15 лет, либо попробовать взять и устроить up-grade, все обнулить и начать по-новому. Я попробовал и вот что обнаружил на поверхности. .. Зайти в большие федеральные проекты в области телевещания или телепроизводства частному инициативному бизнесмену без опыта работы в этой сфере невозможно вообще! Даже словосочетание «практически невозможно» не отражает той степени невозможности. Поэтому если сегодня после успешных 16 лет работы в телевизионной среде я бы, скажем, пошел работать директором аптеки, это, наверное, бросилось бы в глаза: действительно, как, почему? А если я стал гендиректором предприятия, которое формирует прайм-тайм на федеральных каналах и на котором работает 1300 человек, то здесь вопрос уже не в том, владелец ты или не владелец, а: что делать? Мне не важен статус. Мне важен функционал. Мне крайне интересно то, чем занимается «Амедиа». Поэтому вопросы статуса и появления в твоей жизни начальника, которого до сегодняшнего дня не было, - на втором плане.
Ни один, даже стопроцентный владелец бизнеса, по большому счету, не существует без начальника. На том или ином этапе развития бизнеса его начальник - налоговый инспектор, мэр города или губернатор. Все зависит от масштабов. Он вынужден работать в некой системе подчиненных отношений. Может быть, они не так точно сформулированы юридически, как отношения акционера и гендиректора, но, тем не менее, все равно любой владелец существует в системе компромиссов, уступок, выполнения чьих-то просьб, рекомендаций или прямых запретов на проведение, допустим, той или иной финансовой операции. Представление о том, что стопроцентный владелец бизнеса абсолютно свободен в своей воле и желаниях - это фантастика. Тем более в медиа, где много завязано на политические и социальные процессы, где невозможно работать, не обращая ни на кого внимания. Но если я проработаю генеральным директором еще 16 лет, то увижу, вероятно, больше отличий. Но это потом.
В мае, когда поступило предложение возглавить «Амедиа», у меня уже была сверстана летняя программа путешествий: проплачены поездки, брони, билеты. Как, взять и все отменить? Это было бы несправедливо по отношению к жене и детям. Лукавством было бы утверждать, что я все эти четыре месяца мучительно думал над предложением. Летом погружаться в крупные проекты, которые требуют «фул тайм джоб», как-то не очень хотелось. А что этого стесняться? Обыкновенное человеческое желание побыть с семьей. Но, естественно, лето я провел не беззаботно, я думал, но не мучился над тем, как я, владелец бизнеса, стану наемным менеджером, гендиректором. Я должен был придумать, как и на кого оставляю проект НТС. А главное, я критически оценивал собственные возможности в области теле- и кинопроизводства, потому что весь мой опыт предпринимателя в медиабизнесе - это бродкастинг, вещательные проекты. Бродкастинг и продакшн внешне очень похожи, но в своей сути крайне различны, даже по организации ежедневной жизни и управления. Смогу ли я зайти в тему, которую не знаю? Парадоксально, но это и оказалось главным при принятии решения - новый опыт и знания, которых у меня до тех пор не было. Мне было интересно узнать, как работает большая кинофабрика. Если бы параллельно шли переговоры о том, чтобы войти в руководство каких-либо национальных телевизионных сетей, в крупный федеральный проект... Вряд ли бы меня это заинтересовало, потому что все удовольствие от бродкастинга я получил в 90-е годы в Екатеринбурге. Такого кайфа мне больше не получить нигде и никогда.
Работа наемным менеджером — это не свободное парение, а полет в заданных параметрах. Но такова цена вопроса, ведь я узнаю новую сферу бизнеса. Это не жертва для меня, но определенный внутренний компромисс есть, в этом смысле я себя строю. В Екатеринбурге, несмотря на кратковременные альянсы с кем-либо и когда-либо по бизнесу или по политике, на уровне города или страны, я, по большому счету, все равно работал один. Высокая степень внутренней и внешней свободы для меня очень важное условие хорошего самочувствия. Сейчас я работаю в заданных параметрах. Будучи полноправным владельцем бизнеса и первым лицом в компании, я принимал решение, выслушивая всех, но оставляя контрольную точку за собой. Здесь же технология принятия решений немного другая. Есть вопросы, по которым я абсолютно свободен, есть те, по которым президент компании мне доверяет, но я сам буду у него переспрашивать, потому что у меня пока нет достаточного опыта производства кино и сериалов. А есть вопросы, которые, безусловно, остаются за ним и по которым я готовлю некое решение, а принимает его он. Творческие вопросы в «Амедиа» вообще зона коллективной ответственности. Здесь я лишь один из участников, и далеко не самый главный.
Я не уволил ни одного из топ-менеджеров за это время. Не сменил на каких-то своих людей, свою команду. На ключевых позициях квалифицированные люди, сработавшиеся между собой. Моя задача - повысить эффективность результатов их труда, но никоим образом не выяснять, кто из них на меня ласково смотрит, а кто не очень. Есть очень простое правило, которому я всегда учил всех подчиненных, и вот теперь применяю его сам. Когда человек приходит на руководящую позицию - среднюю, высокую или не очень, - в любую компанию, он должен прикинуть, что у него появляется некое административное право, данное ему по должности. Но он должен осмотреться и понять, какое в компании существует право обычаев. И все-таки стараться находить компромисс между реализацией своего административного, бюрократического права и тех обычаев и традиций, которые сложились до него. Если это, конечно, плановое появление руководителя в успешной компании и компания не находится в ситуации финансового краха, когда требуются жесткие антикризисные меры.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ТУПО
В творческом коллективе не как в банке или на металлургическом заводе. Здесь люди с тонкой душевной организацией, с творческими, авторскими амбициями. Без учета этих факторов, просто, административно рулить нельзя. Например, в компании можно курить, где угодно и кому угодно. В моем представлении это запредельно, Нужно эту тему как-то решать. Она решается очень просто. Сегодня люди работают в тяжелых условиях, в помещении бывшего шарикоподшипникового завода. Поэтому моя задача как гендиректора быстрее достроить офисную зону, создать людям нормальные условия труда, в которых курить будет уже просто неприлично, потому что это будут светлые комнаты с хорошим кондиционированием, и создать в этой зоне специальные места для курения. А no-тупому я должен прийти и издать приказ, запретить всем курить на рабочих местах и вообще везде. И был бы напряг, конфликт, приказ бы не выполнялся. Я был бы смешон в своем желании просто запретить, не предложив никакой альтернативы.
|