"Урал Паблисити Монитор", Наталья Ельцова
Представленный рейтинг паблисити (публичности) по итогам 2006 года подготовлен редакцией "Урал паблисити монитор" по уникальной методике, разработанной специалистами "Уральского института прикладной политики и экономики". Ежедневно эксперты института проводят мониторинг сообщений более полусотни СМИ, фиксируя те из них, где упоминаются субъекты (персоны и организации) политики и экономики в Свердловской области, и на основе полученных данных формируют наиболее полный в Уральском регионе рейтинг паблисити. При формировании списка персон эксперты ориентировались на текущий рейтинг упоминаемости "Урал паблисити монитор", выделив для анализа только первых лиц уральского региона: политиков, бизнесменов, чиновников, занимающих ключевые посты, а также руководителей высшего звена.
С помощью представленного исследования аудитория нашего портала получает возможность оценить как характер, так и масштабы PR-влияний, осуществленных на массовую аудиторию с потенциальным объемом не менее пяти тысяч человек. Рейтинг паблисити включает в себя не только количество упоминаний персон в СМИ и регистрирует тональность этих сообщений, но и показывает их балльность, которая определяется степенью влиятельности конкретного СМИ и его тиражом. В совокупности все упомянутые показатели позволяют оценить уровень присутствия конкретной персоны или объекта в информационном пространстве.
№ | Имя | Баллы | Упоминания | 1 | А/п "Кольцово" | 1283522 | 952 | 2 | УГМК | 507571 | 487 | 3 | Уральские авиалинии | 448905 | 361 | 4 | Уралвагонзавод | 325126 | 281 | 5 | СвЖД | 246592 | 196 | 6 | УПН | 203844 | 224 | 7 | УОМЗ | 188423 | 154 | 8 | Уралмашзавод | 186352 | 138 | 9 | Мостоотряд-72 | 144296 | 73 | 10 | ТМК | 130025 | 133 | 11 | БАЗ | 127832 | 76 | 12 | Евраз-Холдинг | 121029 | 79 | 13 | Уралсвязьинформ | 120509 | 150 | 14 | Авиапрад | 119752 | 136 | 15 | ПНТЗ | 110906 | 78 | 16 | ТЦ "Антей" | 98612 | 67 | 17 | Банк "СКБ‑банк" | 97159 | 115 | 18 | Ренова | 94772 | 164 | 19 | Группа Синара | 85762 | 100 | 20 | Атомстройкомплекс | 84692 | 123 |
«КОЛЬЦОВО» и уХАБы
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» по итогам 2007 года стал самой публичной компанией Свердловской области. Первая позиция в топ-20 была обеспечена предприятию не только благодаря cообщениям позитивного плана. Максимальную упоминаемость «Кольцово» принес скандал, развернувшийся вокруг базового перевозчика Среднего Урала.
Покупка компании «Авиапрад» (14 место) и продажа билетов на популярные направления по демпинговым ценам, закрытие двух секторов досмотра по надуманным предлогам, перенос исторических слотов базового перевозчика Урала, отставка топ-менеджмента «Кольцово». Эти и другие события на местном авиарынке сделали аэропорт главным объектом упоминаний в СМИ на протяжении первой половины года.
Сообщения о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы «Кольцово» несколько сгладили общий публичный негативный накал. Более того, заявление российского министра транспорта Игоря Левитина подняло рейтинг аэропорта, который отныне публично получил статус будущего хаба: «Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге будет узловым транспортным узлом международного значения. Это уже решили на федеральном уровне и согласовали с губернатором строительство здесь третьей взлетно-посадочной полосы».
После этого, поток позитивных сообщений о «Кольцово» начал расти как снежный ком. К концу года аэропорту почти удалось восстановить репутацию динамично развивающегося предприятия, прежде всего, благодаря открытию нового пассажирского терминала. На этом фоне не получила развития в СМИ ни информация о том, что решено третью взлетную полосу не строить, а только реконструировать две имеющиеся. Ни о том, что свердловское правительство потеряло контроль над аэропортом, продав блокирующий пакет акций структурам, близким к нынешнему собственнику «Кольцово».
СВЕТЛЫЙ ИМИДЖ УГМК И ТМК
Позитивное позиционирование Уральской горно-металлургической компании (2 место) ведется масштабно и последовательно. Благодаря наличию собственных информационных ресурсов пресс-служба УГМК методично освещает все успехи предприятия, начиная от производственных, заканчивая социальными.
В числе важных информационных поводов этого года – развитие собственного сельскохозяйственного производства, строительство пятизведного отеля в Екатеринбурге «Хайят», реконструкция производств, внедрение экологически чистых технологий и т.д. Программы социального партнерства комбинат реализует по всех регионах, где работают его многочисленные подразделения. В ближайшей перспективе УГМК собирается начать развивать собственную энергетику (строительство трех угольных станций) и построить завод по производству цинка в Кировграде.
По аналогичному принципу выстраивает позиционирование и руководство Трубной металлургической компании (10 место) и группы Синара (19 место). В информационной повестке компаний ведущее место занимают позитивные сообщения о достижениях в разных сферах: открытие совместного производства электросварных труб «ТМК-СPW», подготовка к производству стальных бесшовных труб, строительство жилья для заводчан, приобретение новых компаний, расширение бизнеса и т.д.
Активная публичная деятельность, нацеленная на позитивное позиционирование событийных поводов в СМИ, обеспечила также место в итоговом рейтинге СКБ-банку (17 место) и Атомстройкомплексу (20 место)
Константа успеха «Уральских авиалиний»
Пожалуй, из всех представленных компаний 2007 года, наиболее ярко проявили себя «Уральские авиалинии» (3 место). Попадание в годовой топ-20 свердловских компаний года базовому перевозчику Среднего Урала обеспечила бурная публичная деятельность, отмеченная большей частью, знаком «плюс». Так, если первая половина года еще и была сопряжена с прежними конфликтами, скандалами, тянувшимися с 2006 года, то во второй – компания Сергея Скуратова явно превзошла многих по позитивному продвижению.
Мощь и крепость УВЗ
Четвертую строчку в рейтинговой таблице занял «Уралвагонзавод». В этом году ему удалось подтвердить не только статус ведущего машиностроительного предприятия Урала и России, но и упрочить оборонные рыночные позиции. После многолетних согласований федеральное правительство приняло решение о создании на базе УВЗ государственного бронетанкового холдинга. А новый контракт на поставку танков в Индию упрочит и без того стабильное финансовое благополучие завода.
Руководству предприятия удалось весьма безболезненно урегулировать конфликт, возникший с Российскими железными дорогами, обвинившими уральских машиностроителей в поставках бракованной продукции. УВЗ не только осталось стратегическим партнером транспортной монополии, но и расширило рамки сотрудничества с ней, подписав контракт о дополнительных поставках продукции. То, что на подписание договора приехал лично глава РЖД Владимир Якунин свидетельствует о статусности данного партнерства для самого монополиста.
«Уралмашзавод» возвращается
2007 год стал для известнейшего уральского бренда знаковым. «Уралмашзавод» (8 место), площади которого когда-то сдавали арендаторам, получил второе рождение. Внимание СМИ было приковано к каждому шагу по преобразованию предприятия. Подписание договора на приобретение холдингом «Металлинвест» бренда, принадлежащего легендарному гиганту отечественной промышленности, утверждение кандидатуры генерального директора, «добро» Федеральной антимонопольной службы на возрождение завода в качестве одноименной корпорации освещались как федеральными, так и региональными СМИ. Федеральные власти, в свою очередь, сделали ставку на сохранение бренда, прославившего отечественную промышленность. Открылась новая страница в истории уральской легенды.
Все сообщения СМИ о судьбе «Уралмаша» были большей частью позитивными. В некоторых публикациях, в частности, заявлялось о том, что вместе с брендом «Уралмаш» возродится и мощь Свердловской области, олицетворением которой несколько десятков лет был завод. Подтверждением серьезности намерений собственников стало первое приобретение госкорпорации. В декабре руководство «Уралмаша» купило компанию, которая прежде входила в состав завода, но была продана прежним владельцем.
Несмотря на то, что за сообщениями о преобразовании предприятия в крупную корпорацию следили все СМИ, наибольшую упоминаемость «Уралмашу» принес апрельский визит первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова. Его посещение «завода заводов» стало публичным доказательством федеральной поддержки планов новых собственников.
Впрочем, в течение года в прессе появлялась и негативная информация, в частности, о намерении руководства завода получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Эти сообщения могли бы несколько повлиять на общий pr-фон, однако их единичное появление в СМИ не вызвало общественного резонанса и никак не отразилось на имидже корпорации.
Принудительное выступление «Мостоотряда-72»
Попадание в топ-20 компаний года «Мостоотряда-72» (9 место) иначе как вынужденным назвать нельзя. После обрушения печально известного екатеринбургского моста в сентябре 2006 года, работы по его восстановлению, которые шли в течение почти всего 2007 года приковали внимание СМИ к деятельности главного подрядчика – компании «Мостоотряд-72». Буквально каждый шаг строителей был отражен в свердловских и федеральных медиаисточниках. Помимо этого, не слишком публичный до этого директор «Мостоотряда-72» Юрий Ковалев стал частым гостем в СМИ, где подробно рассказывал о ходе работ по восстановлению моста, за которым в городском сленге прочно закрепился эпитет «падающий».
Несмотря на то, что «Мостоотряд-72» в течение года занимался и другими проектами (в частности, увеличением эстакады со стороны Серовского тракта), они остались практически незамеченными по сравнению с возведением путепровода над Транс-Сибирской магистралью.
Стоит отметить, что практически все заявления руководства «Мостоотряда-72» сводились к одному лишь тезису: построенный мост не упадет. Регулярные визиты на стройку свердловского губернатора Эдуарда Росселя, мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого добавили особого веса всей реабилитационной кампании. Специально приглашенные специалисты из Омска также внесли свою лепту. Очевидно, что их визит в качестве сторонних наблюдателей был стратегически необходим. Показательные испытания гружеными песком КамАЗами, которые несколько раз проезжали по путепроводу, играли аналогичную роль – горожане в очередной раз должны были убедиться в прочности строения. Впрочем, и сам Юрий Ковалев в итоге признался в этом: «Строительство моста уже закончено, и испытания проводятся для того, чтобы успокоить общественное мнение». Мост был открыт в ноябре 2007 года. Сразу после этого события интерес к «Мостоотряду-72» у СМИ пропал.
БАЗ без дивидендов
Богословский алюминиевый завод (11 место) оказался в топ-20 «Урал Паблисити Монитор» благодаря активному освещению в СМИ сделки по слиянию «СУАЛа» и «РУСАЛа» в объединенную компанию «Российский алюминий». Визит на БАЗ, который стал подразделением новой структуры, губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя вместе с совладельцами новой компании Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски обеспечил уральскому заводу высокую упоминаемость, но не принес никаких особых репутационных очков.
Кроме этого, место в рейтинге уходящего года Богословскому алюминиевому заводу обеспечили выборы в Государственную думу, в которую баллотировался один из рабочих предприятия Виктор Дедов. Правда, имиджу самого завода этот факт не дал дополнительных дивидендов.
Экспертный имидж УПН
Уральская Палата Недвижимости (6 место), ровно как и УралСвязьИнформ (13 место) попали в рейтинг наиболее упоминаемых компаний года в основном благодаря интересу СМИ к рыночным изменениям, происходящим в сфере деятельности компаний.
Грандиозные изменения на рынке недвижимости в Екатеринбурге, которые произошли в 2006 году, обеспечили устойчивый интерес СМИ к одному из самых респектабельных экспертов на местном рынке жилья – «Уральской палате недвижимости» и ее аналитикам – и в 2007 году. Актуальность проблем, связанных с изменениями цен на квадратные метры, позволила УПН прочно обосноваться в топ-20 компаний.
Ее публичная деятельность была связана исключительно с мониторингом рынка недвижимости и прогнозами (рост цен, особенности ипотеки и др.). Несмотря на довольно солидное число упоминаний за год – 224 – практически все они были связаны с одной лишь тематикой – стагнацией цен на рынке жилья. Так, например, за отсутствием реальных информповодов, специалисты Уральской палаты недвижимости подводили итоги 2006 года уже в марте-апреля года уходящего.
УСИ на актуальной волне
Смена тарифных планов на услуги телефонной связи в Свердловской области обеспечила компании «УралСвязьИнформ» (УСИ) наибольшее количество упоминаний. Так, с января по март региональные СМИ регулярно обращали свое внимание на различные аспекты этого вопроса.
Тема новых тарифов, которые жители области должны были выбрать до 1 февраля 2007 года, благодаря грамотной работе pr-службы компании была раскрыта полностью. Информирование населения проходило пошагово: от подготовки новых тарифов до публикации в СМИ статистики предпочтений абонентов «УралСвязьИнформ».
Даже заявления главы екатеринбургского комитета по защите прав потребителей Андрея Артемьева о незаконности введения некоторых тарифных планов растворились в общем потоке разъясняющей информации. Точкой в назревающем конфликте стали слова гендиректора екатеринбургского филиала ОАО «УралСвязьИнформ» Леонтия Яковлева: «Есть положение Федеральной службы по тарифам, которая устанавливает те тарифы, которые вот мы сегодня имеем». Все остальные темы, даже такие социально значимые, как подключение областных школ в УрФО к Интернету силами УСИ, отошли на второй план.
Социальная оборона УОМЗ
«Уральский оптико-механический завод» занял седьмую строчку топ-20. В течение всего года pr-служба предприятия и первые лица Свердловской области формировали паблисити УОМЗ не только как оборонного (выпуск новых станций для истребителей, производство тепловизионных камер последнего поколения для авиации), но и социально ориентированного производства.
Так, например, предприятие первым в России приступило к серийному выпуску транспортировочных инкубаторов для новорожденных. В конце ноября они были представлены на крупнейшем международном форуме производителей медицинской техники в Мюнхене. В результате, достижение оборонного предприятия стало поводом для организаторов выставки разместить стенд УОМЗ вместе с медицинскими лидерами. «Наш стенд находился в самом посещаемом холле выставочного центра, где уральское предприятие представляло свою продукцию в окружении крупнейших мировых медицинских компаний», – признался заместитель директора завода по продажам гражданской продукции Анатолий Слудных. Кроме того, богатый на инициативы губернатор Свердловской области Эдуард Россель решил создать на базе УОМЗ холдинг по производству медоборудования.
Несмотря на то, что выпуск детских инкубаторов стал не единственной темой в деятельности завода, именно это событие обеспечило ему максимальное внимание в СМИ. После относительно скучного визита в Баварию в начале года свердловского истеблишмента, в числе которого был и глава УОМЗ Сергей Максин, этот информповод внес значительную долю позитива в строгий имидж оборонного завода. По интересу СМИ он сразу же опередил сообщения и о намерении немецкой компании Siemens производить на базе УОМЗ компьютерные томографы и даже о дальнейшем воплощении этих планов.
Немалую роль в формировании паблисити УОМЗа сыграли визиты на предприятие первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова, свердловского министра по внешним связям, а потом и областного премьер-министра Виктора Кокшарова, а также губернатора Эдуарда Росселя. Такие мероприятия традиционно освещают обычно все СМИ.
Двойные стандарты «Евраз-Холдинга»
По итогам 2007 года «Евраз-Холдинг» занял 12 место в рейтинговой таблице, которое обеспечили крупной металлургической компании, прежде всего, апрельский визит на НТМК крупнейшего акционера Романа Абрамовича, а также кризисы на предприятиях холдинга в сентябре-октябре.
Публичная репутация «Евраз-холдинга» в течение всего года была довольно противоречивой. Пока пресса заявляла о возможной остановке производства на таких предприятиях как Нижнетагильский металлургический комбинат, Качканарский ГОК из-за низкой зарплаты и минимальных социальных преференций для рабочих, pr-служба компании распространяла в СМИ исключительно позитивные сообщения. В частности, об освоении новых производственных технологий, повышении квалификации персонала в ведущих центрах России и зарубежья, об итогах внутреннего конкурса "Рабочий года" по металлургическим и горно-рудным профессиям и т.д.
Вслух заговорить о проблемах местное руководство евразовских предприятий вынудила лишь критика первых лиц Свердловской области – губернатора Росселя и премьер-министра Кокшарова. Впрочем, закончились ли социальные проблемы, до конца 2007 года по сообщениям в средствах массовой информации узнать не удалось. В последнее время пресс-служба компании распространяет лишь сухую информацию о том, что «на всех предприятиях нормальная ситуация, хорошие финансовые показатели, концепция роста заработной платы - не ниже и не выше, чем в среднем по отрасли».
ФАС на «Авиапрад»
Екатеринбургская авиакомпания «Авиапрад» (14 место) меньше чем за два года своей работы на уральском рынке наработала себе весьма спорную репутацию. Причем, не только благодаря участию в войне между «Уральскими авиалиниями» и аэропортом «Кольцово», но и за счет регулярных претензий со стороны антимонопольщиков. Другими словами, «Авиапрад» в течение практически всего года находился в центре наиболее крупных авиаскандалов, что явно не лучшим образом отразилось на репутации компании.
Значительный урон имиджу «Авиапрада» принесли претензии свердловского управления Федеральной антимонопольной службы, которая в разные периоды требовала предоставить сведения о владельцах компании, информацию о мотивах повышения цен на билеты на самые востребованные рейсы, возбудила дело о предоставлении недостоверной рекламной информации на сайте авиаперевозчика. Апофеозом таких отношений стало возбужденное антимонопольщиками в декабре уголовное дело против «Кольцово», «РусАвиаДжет» и «Авиапрад».
«Выяснилось, что «Авиапрад» в Екатеринбурге покупает топливо по более низкой цене, чем все остальные авиакомпании. Последние приобретают керосин у аэропорта Кольцово, а «Авиапрад» – у независимого оператора «РусАвиаДжет». «Авиапраду» предоставлена возможность хранения этого топлива в емкостях Кольцово, аэропорту авиакомпания платит только тариф за хранение», – сообщила в интервью журналу «Эксперт-Урал» глава свердловского управления ФАС Татьяна Колотова.
Подобные удары, безусловно, сказались на репутации авиакомпании, которую еще в 2006 году позиционировали как качественную альтернативу «Уральским авиалиниям». В некоторых СМИ высказывались мнения о том, что смена собственников «Авиапрада», которая произошла в декабре, связана с неблагоприятной репутацией компании. Перевозчик, принадлежащий структурам Виктора Вексельберга, явно отрицательно влиял на всю деятельность бизнесмена. Кроме того, авиакомпания сумела накопить солидные долги перед кредиторами, что также не могло устраивать владельцев, которые прежде надеялись на прибыль.
Однако, нельзя не отметить, что попытки восстановить публичный авторитет «Авиапрада» все же были. Авиакомпания не только запустила новую систему интермодальных перевозок, объединив продажу билетов на авиа- и железнодорожный транспорт, но и начала этап сотрудничества с конкурентом – «Уральскими авиалиниями». Впрочем, эти события практически никак не повлияли на уже сложившийся в результате скандальных дел образ авиакомпании.
Закрытая брешь ПНТЗ
Первоуральский Новотрубный завод (15 место), который, как правило, позиционирует свои достижения себя чаще всего через официальные СМИ, близкие к правительству Свердловской области, в 2007 году попал практически во все медиа-источники благодаря скандалу вокруг строительства нового электросталеплавильного комплекса.
Жители Первоуральска обвинили градообразующий завод в ущемлении своих интересов, утверждая, что новое производство не соответствует экологическим требованиям. Оперативная pr-реакция руководства ПНТЗ, публично предоставившего положительные экспертные оценки нового бизнес-проекта, нейтрализовала напряженность и восстановила репутационную брешь, пробитую скандалом. Окончательно паблисити ПНТЗ было реабилитировано после торжественной закладки первого камня будущего завода, которую произвел губернатор Эдуард Россель. Тем не менее, весь 2007 год ПНТЗ продолжал позиционировать себя как экологически направленную компанию, приступившую к реализации долгосрочной экологической программы.
|