© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2019

Реплика Эдуарда Худякова
13.07.2010, 14:31

Хорошо, что у нас губернатор - железнодорожник. При нынешней вертикали власти не самая опасная для СМИ профессия

В минувшие выходные Соня поехала с бабушкой и дедушкой в парк им. Маяковского. Благо, погода еще была летняя. "На детской железной дороге катались?" - Спросила сонина мама, когда все усталые, но довольные вернулись из ЦПКиО. Но по сониному виду было понятно, что ей и без того было счастье. А "малая Свердловская железная дорога", она же ДЖД, оказывается, в эти же выходные праздновала 50-летний юбилей, который обернулся скандалом, и расхлебывать его придется, видать, самому известному на данный момент железнодорожнику Свердловской области - губернатору Мишарину.
Скандал вокруг юбилея детской железной дороги возник, как обычно, на пустом месте. "Малая Свердловская железная дорога" - это вообще-то не аттракцион в парке им. Маяковского, а учреждение дополнительного профессионального образования в структуре РЖД. За 50 лет детская узкоколейка вырастила тысячу специалистов-железнодорожников, а всего через МСвЖД прошло три тысячи пацанов и девчонок. Обычно юбилеи праздновались с привлечением множества выпускников. Но в "золотой юбилей" о них почему-то забыли. Равно как и забыли про самых первых юных железнодорожников, которые строили детскую узкоколейку в 1958-1960 годах. Этим юным железнодорожникам уже под семьдесят, да и люди они, как и положено в нашей стране пожилым, не слишком обеспеченные. И скромный банкет для них обошелся бы тысяч в 15 рублей. Но СвЖД таких огромных денег не нашло.

Об этой истории мне в ужасе поведал еще сам пока юный выпускник МСвЖД, впоследствии мой ученик-тележурналист, а ныне сотрудник ВГТРК. "Так звони в администрацию губернатора, у нас же губернатор нынче железнодорожник", - посоветовал я ему. И вправду, в аппарате Мишарина вопрос были готовы решить без проблем, но поскольку организовывать что-то уже времени не было, то нашли вполне достойный выход из ситуации - в профессиональный праздник в августе губернатор лично поздравит первых выпускников, а то и чаепитие в резиденции организует.

А вот в ЦПКиО первых выпускников, да и вообще никого не пригласили. Покатали начальника СвЖД, а начальство МСвЖД попозировало перед телекамерами. Выпускник детской железной дороги, который и был зачинщиком этой истории (парень с обостренным чувством справедливости, и это не я в нем воспитал, он таким уже пришел ко мне работать) воззвал к коллегам. Но репортеры ГТРК "Урал" и правительственного ОТВ получили указание: не вмешиваться. Причем их начальство, в свою очередь, связывалось отнюдь не с губернатором Мишариным, а с ними связалась пресс-секретарь СвЖД, юная девушка по имени Мануэла. В разгар выходного летнего дня вопросы цензуры решились удивительно легко.

Вряд ли Мануэла прикрывалась именем Мишарина. Ведь это же не губернатор плюнул на стариков и тысячу своих бывших коллег, сказав: "Парк большой, пусть гуляют". Это начальники МСвЖД сказали. Мол, не хотим портить отношения с железной дорогой, сказало телевизионное начальство. В итоге в сюжетах не было ни слова о безобразном отношении к пожилым строителям детской железной дороги - ни в "Вестях-Урал", ни в "Событиях" ОТВ.

Слушайте, нам еще повезло, что наш новый губернатор - железнодорожник. Представьте, если бы нам не Мишарина назначили, а, к примеру, Ковпака. Мы бы тогда питались просроченными вафлями из "Кировского", а телеканалы не смели бы об этом сообщать. Отстроенная за десять лет вертикаль власти работает в первую очередь в СМИ - и в этом главный ужас. Когда тот самый выпускник детской железной дороги пришел ко мне учиться на телерепортера, вертикалью еще не пахло, и его заряда справедливости хватило на десяток лет. Но таких, как он, на телевидении, особенно на государственном, остается все меньше...