По оценкам экономистов, продовольственная торговля характеризуется очень быстрой окупаемостью и высокой доходностью. В связи с этим, как могут заметить все жители Екатеринбурга, продовольственные магазины, принадлежащие крупным торговым сетям, растут "как грибы после дождя".
В Екатеринбурге на настоящий момент работает до десятка продовольственных торговых сетей. Крупнейшие из них: "Кировский", "Купец", "Чкаловский", также широко известны "Вузовский", "Волгоградский", "Семь ключей", "Мегамарт" и другие. Недавно на этом, чрезвычайно конкурентном рынке, появился еще один участник: торговая сеть "Пятерочка".
"Пятерочка" появилась в Екатеринбурге несколько месяцев назад, в ноябре 2003 года, и с самого начала породила немало скандалов. По мнению ряда наблюдателей, представители крупнейших торговых сетей города объединились против нового "агрессора" и заключили негласный договор со своими поставщиками, по которому диктовали последним условие: не вступать ни в какие контакты с "Пятерочкой" под угрозой отказа приобретать товары у них. По слухам, покушение на гендиректора "Екатеринбургского мясокомбината" (ЕМК) Андрея Рябина связано как раз с отказом ЕМК выполнять условия этого сговора и поставками товара "Пятерочке".
Так или иначе, но торговая сеть "Пятерочка" сумела устоять под натиском разнообразных форм конкуренции и занять свою нишу в огромном рынке продовольственной торговли. А теперь, как видно из рейтингов "Урал Паблисити Монитор", эта сеть претендует на большее. По крайней мере, факт начавшейся пиар-кампании питерской торговой сети очевиден.
За звание крупнейшей торговой сети Екатеринбурга борются "Кировский" и "Купец". Первая сеть старше, но "Купец" развивается активнее и агрессивнее. В 2000 году Национальной торговой ассоциацией Торговая сеть "Купец" была признана лучшей в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. А в 2001-м получила диплом самой динамично развивающейся сети в Урало-Сибирском регионе. Несмотря на это, информационная политика обоих гигантов екатеринбургского продовольственного рынка на настоящий момент фактически отсутствует. По рейтингам "Урал Паблисити Монитор", в период с начала текущего месяца (1апреля - 17 апреля) "Купец" занял всего 955-е место в рейтинге упоминаемости объектов. Немногим преуспел на информационном поле "Кировский" - 597-е место, преимущественно за счет активной политической деятельности президента сети Игоря Ковпака. Торговые сети "Вузовский" и "Семь ключей" не удостоились вообще ни одного упоминания в течение текущего месяца, а сеть "Мегамарт" заняла, например, 1026-е место по упоминаемости. Однако упоминаемость "Пятерочки", особенно в сравнении с сетями-гигантами, чрезвычайно высока. Так, с 1 по 17 апреля эта сеть получила 204-е место в рейтинге упоминаемости, то есть стала самой "популярной" сетью города по сообщениям СМИ. Кроме того, магазины этой сети удостоились отдельной темы, заняв столь же высокое в сравнении с основными конкурентами 238-е место.
Судя по всему, пиар-кампания "Пятерочки" в СМИ началась недавно: большинство упоминаний о ней зафиксировано во время последней недели. В период с 12 по 17 апреля магазины "Пятерочки" удостоились 113-го места в рейтинге упоминаемости "Урал Паблисити Монитор", собственно сеть - 174-е место. В это время гиганты "Кировский" и "Купец" значительно ей уступили, заняв лишь 318-е и 420-е места соответственно.
Подробнее об этом читайте в рубрике "ОБЗОР PR".
Стоит отметить, что гендиректор торговой сети "Пятерочка" дважды за рассматриваемый период появлялся в эфирах диалоговых передач: 5 и 12 апреля. Если учесть, что участие в такой передаче стоит несколько тысяч долларов, то становится очевидным, что "Пятерочка" пытается самостоятельно управлять информационным пространством в Екатеринбурге. Это подтверждается и лидирующими позициями сети в рейтингах упоминаемости "Урал Паблисити Монитор".
Итак, на остро-конкурентном продовольственном рынке Екатеринбурга намечается еще большее напряжение. Вероятно, что вслед за информационной кампанией "Пятерочки" в дело пойдут более веские аргументы наподобие гибкой ценовой политики или расширения сетевого охвата.
© Андрей ЕРМОЛЕНКО
|