После возвращения Эдуарда Росселя из очередного отпуска департамент информации губернатора Свердловской области резко изменил стиль работы. Еще недавно официальные каналы облправительства активно обсуждали "коронные" темы Алексея Петровича, сам премьер областного правительства активнее чем когда бы то ни было выступал перед телекамерами, ездил по области, делал громкие заявления и давал обещания. В регионе вновь начали поговаривать о внеочередных выборах губернатора и прочить премьера в кресло главы области. Вероятно разговоры о перевыборах, резкий рост популярности Алексея Воробьева и активное содействие этому процессу со стороны подручных СМИ оказалась сильно не по душе отдохнувшему губернатору.
Во всяком случае, можно с уверенностью говорить, что дни славы председателя областного кабинета министров остались в прошлом и начиная с сентября ему было вновь суждено встать на вторые роли. Причем не без посторонней помощи. Складывается впечатление, что СМИ, проявившие во время отсутствия губернатора особое рвение, получили строгую разнарядку по поводу того, сколько внимания должно уделять персоне губернатора, а сколько его правой руке - председателю областного правительства.
За первые 9 дней сентября все подконтрольные и лояльные к областным властям издания и каналы выдавали материалы о первых лицах области в пропорции один к двум. Телеканал ОТВ справился с задачей лучше других в его эфире на 14 материалов о губернаторе прошло ровно 7 сообщений о председателе правительства. Сотрудник департамент информации губернатора Павел Блик, активно работавший с имиджем Алексея Воробьева во время губернаторского отпуска, в сентябре полностью посвятил себя освещению деятельности Эдуарда Росселя, и позволил готовить материалы о премьере другим журналистам.
Активно освещавший работу главы областного кабинета министров 10 канал в сентябре, перевыполнил норму, разместив материалы в пропорции один к трем. На 19 материалов о губернаторе оказалось всего 6 материалов об Алексее Воробьеве. Примечательно, из всего состава 10 канала персоной Алексея Петровича остался заниматься один Александр Стецун, остальные члены редакции переключились на освещение деятельности губернатора.
Областная газета, которая во время отсутствия губернатора продолжала активно упоминать его в своих материалах, по возвращении Эдуарда Росселя не стала доказывать свою лояльность. В материалах газеты Алексей Воробьев фигурировал 12 раз, тогда как губернатору была посвящена 21 статья.
Свердловская гостелерадиокомпания повела себя аполитично, не нарушив при этом общего норматива. В материалах СГТРК губернатор упоминался 1 раз, областного премьера государственная телекомпания проигнорировала. Чуть более политизированное Радио Урала (СГТРК) упоминало губернатора четырежды, Алексея Воробьева дважды.
Нейтральные, независимые и коммерческие СМИ, казалось, о существовании такой персоны как премьер министр области просто забыли, о губернаторе впрочем, вспоминали тоже не часто, в среднем по одному два раза.
В результате получился следующий расклад: за 9 дней Эдуард Россель получил в общей сложности 108 позитивных упоминаний и оказался на 1 месте позитивного рейтинга. Алексей Петрович с 54 упоминаниями оказался на 3 месте.
Казалось бы, на лицо естественная субординация во властных структурах. Однако одно обстоятельство заставляет усомниться в том, что такое распределение внимания к региональным лидерам является нормальным и обуславливается исключительно иерархическим положением чиновников.
Дело в том, что после возвращения губернатора из отпуска динамика PR персоны Аексея Вробьева только выросла. За первые 9 дней в августе премьер облправительства получил на 24 упоминания (+41392.00 баллов) больше чем за аналогичный период в конце августа и занял 2 место среди самых активных персон в информационном пространстве региона. При этом по степени негатива Алексей Петрович занял 3 место (10534 баллов, 5 упоминаний).
Таким образом, количество сентябрьских публикаций, позиционирующих областного премьера не с лучшей стороны составило 18% от общего количества упоминаний и 25% от количества материалов, посвященных персоне Алексея Петровича.
Стоит отметить, что в отличие от губернаторских СМИ "мэрский" медиа-холдинг уделял главе областного кабинета министров значительно больше внимания, чем губернатору. На один материал об Эдуарде Росселе Студия 41 и "Уральский рабочий" готовили 4 материала об Алексее Воробьеве.
На мысли о причинах такого изменения характера публикаций наводят следующие факты. По странному стечению обстоятельств в сентябре давний противник, Эдуарда Росселя мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий от информационных атак страдал очень не часто. По количеству негатива Аркадий Михайлович оказался на 10 месте (3132 баллов, 6 упоминаний), губернатор на 9 месте (3137 баллов, 7 упоминаний). В позитивном же рейтинге мэр муниципального образования, нарушая все правила субординации, обогнал Алексея Воробьева и занял 2 место (69422 баллов, 93 упоминания), уступив первенство главе области.
В результате вырисовывается следующая картина: губернатор и мэр равномерно снижают собственный антирейтинг и зарабатывают положительные очки на совместных прогулках по школам в "День знаний". Председатель областного правительства оказывается в своеобразной информационной блокаде, при этом динамика PR и негативный рейтинг продолжают стремительно возрастать.
Если судить исключительно по материалам статистических данных напрашивается следующий вывод: вернувшийся из отпуска губернатор не решился нарушать соглашение о перемирии с властями Екатеринбурга. Более того, складывается впечатление, что именно руками Аркадия Чернецкого Эдуард Россель решил без лишнего шума поставить на место своего потенциального "преемника" - Алексея Воробьева, который за время отсутствия губернатора уже успел освоиться в роли единоличного руководителя региона.
Михаил ШУРЫГИН
|