Урал паблисити монитор, Дарья Орлова
Последние несколько месяцев стали настоящим испытанием на прочность для авиакомпании "Уральские авиалинии". Направленность распространяемой в СМИ информации, категоричность оценок, а также вполне угадываемая мотивация позволяют говорить о том, что против базового перевозчика столицы УрФО развернута дискредитирующая кампания. Цена вопроса - полный контроль за воздушными перевозками в столице УрФО.
Согласно данным февральского рейтинга "Урал паблисити монитор", генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов занял 8 место по количеству упоминаний в СМИ среди 20 наиболее популярных уральских представителей бизнеса. Причем большую часть сообщений, в которых так или иначе фигурировал г-н Скуратов, следует однозначно трактовать в негативном для него ключе: в адрес директора "УА" звучали обвинения в недостаточно активной работе по обновлению авиапарка компании, что тормозит реализацию масштабного проекта по формированию современного транспортно-логистического узла в столице УрФО. Главным "обвинителем" выступило руководство аэропорта "Кольцово", подняв больную для "УА" тему чрезмерно высокой стоимости билетов. По мнению руководства аэропорта, используемые "Уральскими авиалиниями" устаревшие модели самолетов неэкономичны с точки зрения потребления топлива.
Эксперты нашего репутационного портала отметили, что одновременно с официальными заявлениями заинтересованных сторон в медиа-пространстве столицы УрФО активизировались слухи и домыслы вокруг судьбы "УА". В частности, СМИ чрезвычайно активно обсуждали возможность слияния компании с "Пермскими авиалиниями" и намерения г-на Скуратова перебазировать самолетный парк в пермский аэропорт "Большое Савино", а также развернувшуюся борьбу за прибыльные рейсы с конкурентом - компанией "Сибирь", которая поспешила заявить о своем сотрудничестве с "Кольцово". Ранее между базовой авиакомпанией и аэропортом не наблюдалось столь явного противостояния. Конфликты, выносившиеся на публичное обсуждение, в основном развивались в экономической плоскости, и их содержание вполне укладывалось в рабочий формат урегулирования отношений между партнерами по бизнесу.
Между тем, явный крен в сторону формирования негативного паблисити "Уральских авиалиний", наблюдающийся в последнее время на региональном медиарынке, по мнению экспертов "Урал паблисити монитор" имеет объяснение, вполне укладывающееся в логику событий, происходящих сегодня вокруг "Кольцова". Дело в том, что для группы компаний "Ренова", контролирующей екатеринбургский порт, стратегическое значение имеет и контроль над базовым перевозчиком, особенно теперь, когда "Кольцово" претендует на звание хаба международного уровня. Судя по всему, г-ну Скуратову, в руках которого сосредоточен значительный пакет акций "УА", было сделано вполне определенное предложение о продаже своей доли бизнеса. Скорее всего стороны не смогли прийти к взаимопониманию относительно цены вопроса, и теперь повлиять на исход сделки стратегического характера призваны методы информационной войны.
Поэтому в марте ситуация начала развиваться стремительно - если в начале этого года публичное противостояние между давними партнерами по бизнесу проходило в виде взаимных обвинений, то с наступлением весны со стороны "Реновы", похоже, в ход была пущена "тяжелая артиллерия".
Как известно, на сайте информационно-аналитического агентства RBC-Daily появился материал, в котором утверждалось, что правительство Свердловской области недовольно работой "УА" и поэтому в ближайшее время совместно с основным акционером екатеринбургского аэропорта - группой компаний "Ренова" - планирует в рамках развития стратегии уральского хаба создание новой авиакомпании, претендующей на звание базового перевозчика. Достоверность информации изначально снизило то обстоятельство, что она была основана на сведениях, полученных от анонимного источника из руководящего состава "Уральских авиалиний" (по крайней мере, в материале дана ссылка именно на инсайдера). Учитывая, что RBC-Daily пользуется известностью и обладает авторитетом как деловое СМИ, опубликованная информация получила по-настоящему сенсационный характер, и сообщение быстро получило широкое распространение в региональных изданиях, в первую очередь - на интернет-ресурсах.
Очевидно, что такое развитие событий нанесло удар по репутации "Уральских авиалиний", не менее очевидно, что именно это и было конечной целью информационной атаки. Оправиться после этого удара самостоятельно авиакомпания вряд ли смогла бы. Но в данной ситуации в роли защитника выступила "третья сторона" - областное правительство во главе с самим губернатором.
Судя по всему, руководство Свердловской области не могло оставить без внимания столь грубую попытку спекулировать на авторитете региональной власти для решения коммерческих вопросов. В связи с чем был незамедлительн предпринят ряд действий, опровергающих сенсационное заявление. 13 марта состоялась встреча главы региона с гендиректором "Уральских авиалиний", в ходе которой обсуждались перспективы "УА", департамент информационной политики губернатора разослал соответствующий пресс-релиз, основные тезисы которого были озвучены рейтинговыми СМИ.
Немаловажное значение имело и появление Сергея Скуратова в эфире ОТВ, официального телеканала свердловского правительства. Подача темы и круг обсуждаемых вопросов говорят о том, что интервью призвано было продемонстрировать безосновательность распространяемых слухов: гендиректор "УА" подробно рассказал о переоснащении самолетного парка и планах по существенному увеличению количества рейсов - как магистральных, так и региональных. С подачи журналиста отдельно был затронут вопрос о взаимодействии компании с областным правительством - г-н Скуратов охарактеризовал эти отношения как "добрые" и "самые лучшие", и не преминул высказать свое мнение по поводу опубликованного материала, назвав его "совершенно глупой статейкой".
Отметим, что это не первый случай, когда областная власть протягивает руку помощи местному бизнесу в условиях явной информационной атаки. В прошлом году именно представителям Виктора Вексельберга приписывали проведение громкой pr-кампании против Уральского завода гражданской авиации, указывая на интерес олигарха даже не к самому предприятию, а к землеотводу. Впрочем, официально никаких доказательств причастности "Реновы" к данному эпизоду естественно не нашлось. Адекватной ответной реакции от УЗГА также не последовало, что дало повод к дальнейшему развитию дискредитирующей кампании. Опасность для завода миновала только тогда, когда в ситуацию вмешался сам губернатор Эдуард Россель, недвусмысленно дав понять, что объекты стратегического значения находятся под контролем областного руководства, и посягать на их репутацию строго воспрещается.
В этот раз "Уральские авиалинии", исключительно благодаря оперативной поддержке областных властей, выстояли. И все же сомнительно, что в данной ситуации можно ставить точку. В некоторых СМИ уже озвучено мнение, что "УА" останется базовым перевозчиком, но без г-на Скуратова. Ставка - контроль воздушного пространства столицы УрФО - очень высока, поэтому у большинства экспертов нет сомнений, что противостояние между г-ном Скуратовым и представителями группы компаний "Ренова" продолжится, что неизбежно найдет свое отражение в информационном пространстве как федерального, так и регионального уровня.
|