"Урал паблисити монитор", Арина Нестерова
Последние веянья в российской политике не только не преминули сказаться на информационной повестке СМИ, но и внесли вполне определенные изменения в публичные расклады властей.
Согласно замерам службы мониторинга репутационного портала "Урал паблисити монитор", по итогам прошлого года в Свердловской области наиболее упоминаемыми в СМИ столицы УрФО были глава Минэкономики и труда Галина Ковалева (13 место), министр сельского хозяйства Сергей Чемезов (16 место) и министр промышленности Владимир Молчанов (19 место). Подобный интерес прессы к этим персонам вполне объясним: развитие промышленности и экономики всегда были стратегическими направлениями в работе властей среднеуральского индустриального региона.
Смещение публичных приоритетов государственной политики в сторону социальной проблематики, объявленное от имени президента, внесло существенные коррективы в pr-стратегию Белого дома. Сегодня и губернатор Эдуард Россель, и премьер Алексей Воробьев вместе со своими подчиненными всеми доступными средствами демонстрируют активную поддержку путинских национальных проектов. По словам руководителя департамента информационной политики губернатора Вадима Дубичева, успешная реализация нацпроектов - это задача номер один и для региональных властей, и для федеральных структур, базирующихся на территории Свердловской области. Обсуждение проблем, так или иначе связанных со здравоохранением, доступным жильем, образованием и сельским хозяйством уже с конца прошлого года плотно заняло первые строчки информационных топов. Причем не только в СМИ, традиционно обслуживающих интересы власти, но и во всех остальных изданиях - в основном, благодаря небывалому количеству информационных поводов, так или иначе имеющих отношение к нацпроектам.
Стратегических министров промышленного региона с экранов телевизоров и страниц газет потеснили главы профильных министерств, курирующие национальные проекты. Причем, некоторые из них до недавнего времени предпочитали оставаться в информационной тени, но были вынуждены под влиянием обстоятельств внести коррективы в pr-политику своих ведомств.
Речь идет в первую очередь о свердловских министрах строительства Александре Карлове и образования Валерии Нестерове, составивших компанию в топ-20 самых публичных политиков "Урал паблисити монитор" еще двум pr-лидерам от власти - руководителю Минздрава Михаилу Скляру (6 место) и сельхозминистру Сергею Чемезову (8 место в рейтинге). В отличие от Чемезова и Скляра, с разной степенью активности светившихся в уральских СМИ и раньше, Карлов и Нестеров впервые за время своей работы вошли в двадцатку самых упоминаемых персон столицы УрФО по итогам неполных трех месяцев 2006 года. Представленный обзор нашего репутационного портала посвящен анализу особенностей pr-политики этих двух новичков в деле формирования публичного имиджа.
Приходится констатировать, что сегодня количество упоминаний нацпроектов значительно превосходит качество информационных поводов, которые сопровождают их продвижение в СМИ.
Достаточно проанализировать содержание выступлений Валерия Нестерова, еще недавно имевшего репутацию одного из самых закрытых областных чиновников. В этом году он совершил, можно сказать, революционный прорыв в своей публичной деятельности: собрав за весь прошлый год всего 182 упоминания в СМИ, за три неполных месяца нынешнего Нестеров уже 84 раза стал героем газетных и телевизионных материалов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года его pr-активность выросла в 8 раз, а позиции в рейтинге pr-влияний переместились с 338 на 11 место!
Выступая на участившихся пресс-конференциях и в телевизионных ток-шоу, министр образования предпринимает заметные попытки публично обозначить поддержку нацпроекта "Образование" со стороны свердловских властей.
Между тем, многочисленные недоработки в предложенных федералами марах поддержки учителей и учебных учреждений приводят к тому, что Валерий Нестеров вынужден постоянно сглаживать "острые углы". Он оправдывается за ошибки, допущенные при расчетах доплат за классное руководство и за то, что не все категории учителей попали под эти льготы. Пытается объяснить отсутствие конструктива в намерениях российского правительства материально стимулировать повышение качества образования в учебных учреждениях - заявленных, но так и не подтвержденных реальным механизмом оценки критериев. Поднимает вопрос о многочисленных проблемах образовательной сферы, оставшихся вне внимания авторов нацпроекта: плачевном состоянии материально-технической базы, моральном старении педагогических кадров и др. В одном из своих интервью он практически прямым текстом заявляет, что единственным плюсом, который покрывает все остальные минусы нацпроекта является то, что государство, наконец, хотя бы таким образом обратило внимание на проблемы образования.
Нельзя сказать, что публичные выступления главного регионального педагога работают на позитивное восприятие нацпроекта "Образование", большей частью они весьма наглядно демонстрируют явную непродуманность и поспешность федеральных решений. Не случайно в нескольких материалах по итогам одной из пресс-конференций Валерия Нестерова журналисты провели аналогии между качеством образовательного нацпроекта и монетизацией.
Следует признать, что методы формирования публичного имиджа свердловского министра образования несколько отличаются от тех, с помощью которых позиционируют себя его коллеги по цеху. Учитывая, что в последнее время критика в адрес федеральных властей звучит все реже, а чиновники всех мастей позитивно оценивают даже явно неудачные решения центра, прорывающиеся наружу попытки Нестерова здраво и объективно оценить планы Кремля безусловно вызывают уважение и формируют представление о нем как о человеке искреннем, честном и принципиальном. Другое дело, что все это не слишком эффективно работает на авторитет российской власти в глазах населения, а значит может негативно отразиться на репутации свердловской администрации в Кремле как неэффективно продвигающей нацпроекты. Это явно противоречит pr-задачам пропагандистского ведомства Белого Дома.
Скорее всего, не случайно губернатор Эдуард Россель, подводя итоги своего участия в работе Госсовета, обратил внимание журналистов на то, что образовательный проект в Свердловской области ведется в полном соответствии с президентским курсом, чему пример - старт проекта создания Евразийского университета. Думается, что в ближайшее время министру образования будет предложено внести коррективы не только в свой публичный имидж, но и в повестку выступлений
Еще один новичок в деле формирования публичного имиджа - министр строительства Александр Карлов - по уровню влиятельности используемых каналов информации занял 19 строчку в списке самых популярных персон столицы УрФО этого года, собрав 69 упоминаний в СМИ за неполных 3 месяца. В прошлом году в это же время он находился на 93 месте в рейтинге публичных персон и, судя по демонстрируемой им динамике pr (102 упоминания в СМИ по итогам 2005 года), в информационные лидеры явно не стремился.
Нацпроект "Доступное жилье", выдвинувший Карлова на передний идеологический план, потребовал от министра строительства достойных информационных поводов, которые могли бы выгодно спозиционировать свердловскую власть в глазах Кремля. Они нашлись достаточно быстро - и, в первую очередь, благодаря тому, что строительная отрасль на Среднем Урале всегда была достаточно передовой в силу того, что бывший строитель Россель оказывал ей повышенное внимание. Искушенный в вопросах властной субординации министр строительства не случайно всегда оставался в тени губернатора, предпочитавшего лично позиционировать свердловское строительство.
Извечную чиновничью тактику - не лезь на рожон - Карлов успешно применяет и сегодня - в новой для него сфере pr-практики. В отличие от Валерия Нестерова, в своей информационной политике он придерживается классических канонов, принятых в последнее время в чиновничей среде. Формат, которым он ограничил контакты с журналистами, в основном свелся к проведению редких пресс-конференций и участию в рабочих мероприятиях строительной тематики.
Безоговорочная поддержка федеральных инициатив, размышления о пользе реформы ЖКХ и ипотеки, посещение отличившихся в деле внедрения новых технологий строительных предприятий, презентация передового опыта и строительных программ Среднего Урала - весь этот стандартный набор давно и привычно используется всеми чиновниками Белого Дома. При этом свойственная имиджу большинства членов кабмина невыразительность образа и предсказуемость высказываний давно привела к тому, что основная часть их публичных выступлений проходит в СМИ, традиционно входящих в медиа-пул областной власти.
Между тем, нельзя не отметить, что в скучной череде пропагандистских выступлений Карлову удалось найти весьма удачный ход, который в конце января - начале февраля почти на неделю сделал его лидером информационного влияния во всех СМИ. Вполне стандартная ипотечная программа по обеспечению населения доступным жильем в глазах общественного мнения приобрела особое социальное значение после того, как министр строительства публично обнародовал будущую стоимость квадратного метра жилья, которая оказалась вдвое меньше рыночной. Тема реальной цены недвижимости, весьма актуальная для региона, не только получила дальнейшее развитие, но и позволила областной власти весьма ярко и наглядно обозначить преимущества новой национальной политики.
Впрочем, надо признать, что подобные pr-удачи - достаточно редкое явление в информационной практике свердловских властей. А жаль. Происходящая сейчас подгонка под формат "Нацпроекты" абсолютно любых телодвижений областных властей, может достаточно быстро не только дезавуировать изначальный смысл президентских инициатив, но и вызвать вполне оправданное раздражение у населения. Прежде всего, тем, что количество пропагандистских заявлений явно противоречит качественному содержанию реальных шагов власти.
|