Свердловская область с начала года все чаще фигурирует в федеральных СМИ, и все чаще - с негативной стороны. Очевидно, что идет какая-то организованная кампания, но спланирована и реализуется она таким образом, что простым мониторингом выявить заказчика довольно сложно. К примеру, заказчиков и исполнителей антиклерикальной кампании, развернутой в свердловских медиа перед приездом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стало видно сразу после сравнения количественных показателей основных медиа-холдингов. В случае с "антимишаринской кампанией" (очевидно пока лишь то, что атака федеральных СМИ направлена против губернатора) можно проанализировать накопленный материал и попытаться выдвинуть версии. "Первый выстрел" прозвучал на канале Россия 1 (программа "Специальный корреспондент", 23 января). В сюжете "Преступления без наказаний" свердловский глава Александр Мишарин был показан (не упомянут, а просто показан на архивных кадрах видеоряда) в истории про банкротство авиакомпании "AirUnion", в которой он до губернаторства был как замминистра транспорта РФ представителем государства. Больше негативных упоминаний лично Мишарина на федеральных телеканалах не было, но Первый канал в программе "Воскресное время" не мог пройти мимо Свердловской области четыре недели подряд. Ситуация на Кировградской птицефабрике упоминается в сюжете о встрече премьера Владимира Путина с профсоюзами (Первый канал, программа "Воскресное время", 16 января); пенсионерка из Екатеринбурга в сюжете о совещании Путина с руководством "Единой России" по ЖКХ жалуется, что коммунальные службы предложили ей самой сбивать сосульки (Первый канал, "Воскресное время", 23 января); некий житель Екатеринбурга упоминается как пример плохого оказания госуслуг в сюжете о совещании с Путиным в Оренбурге (Первый канал, "Воскресное время", 30 января); горящие торфяники под снегом в Екатеринбурге и невырубленный сухостой в области мелькают в сюжете о последствиях летних лесных пожаров для экономики страны (Первый канал, "Воскресное время", 6 февраля). А вслед за Первым федеральные телеканалы принялись массово показывать сюжеты из негативной повестки дня. Причем напрямую областной власти это не касается. Набор сюжетов - от непригодного для жилья нового дома в Артемовском (Россия 1, "Вести", 5 февраля; Первый канал, "Новости", 7 февраля) до обварившегося горячей водой в душе воспитанника детдома (Первый канал, "Другие новости", 25 января), от живущих в здании женской консультации погорельцев из Березовского (НТВ, "Сегодня", 27 января) до кусающей детей собаки сельского участкового (Пятый канал, "Место происшествия", 8 февраля), от ужасной истории про отправленного в немецкую клинику больного раком мальчика (Пятый канал, "Сейчас", 8 февраля) до перебоев на детских молочных кухнях (Россия 1, "Вести", 7 февраля; Россия 24 /АТН/, "Вести 24", 7 февраля). В остальном Свердловская область попадала в новости федерального ТВ в рамках текущей повестки - если был значимый информационный повод, то он и отражался в сюжетах. А из всего массива общенационального внимания удостоились, к примеру, сумасшедшая пенсионерка, пытавшаяся воскресить мумию своей сестры (Пятый канал, "Сейчас", 24 января), скандал с устроившими пьяные танцы и стриптиз краснотурьинскими гаишниками (Россия 24/АТН, "Вести", 26 января), заявления прокурора Центрального военного округа по поводу "формы от Юдашкина" (НТВ, "Сегодня", 2 февраля) и т.д., и т.п. Понятно, что все эти сюжеты тоже носят преимущественно негативный характер, но таков формат современного российского телевидения. Естественно, что практически все основные федеральные медиа (но, что характерно, не первые три "кнопки") сообщали про "свердловского евсюкова" - милиционера Павла Мирошникова, убившего соседа за курение в подъезде (даже убийство депутата Ирбитской городской думы удостоилось пока меньшего количества сообщений - по данным мониторинга на 11.02.2011 г.). В текущей событийной повестке Свердловская область отражалась в новостных сообщениях радиостанций федерального охвата. Исключение составляет "Эхо Москвы", где в эфире появляются записные критики губернатора. А вот "Радио Свобода" даже выделилось почти положительным материалом о партшколе "Единой России" (Радио Свобода, "Время и мир", 6 февраля). В печатных СМИ были, можно сказать, отголоски нагнетания негатива вокруг региона. Два самых ярких примера - публикации в "Коммерсанте" и "Известиях". "Известия" опубликовали большой материал про поселок Гусевка Ревдинского района, который с 1991 года (!) живет без электро- и водоснабжения (Известия федеральный выпуск, "Конец света", 25 января ). А "Коммерсантъ" ни с того, ни с сего разразился статьей о том, что власти Екатеринбурга намерены запретить проведение митинга "Стратегия-31" из-за ожидавшегося приезда президента (Коммерсантъ федеральный выпуск, "31-е число перенесут подальше от президента", 26 января). Выделяются и публикации в журналах "Коммерсантъ-Деньги", где ньюсмейкером выступил некий предприниматель Сергей Карпов из Екатеринбурга, о многочисленных резиденциях президента и премьера (Деньги, "Тайна за семью заборами", №4 /811/) и "Русский репортер", где описывается забвение рядового Андрея Сычева ("Русский репортер", "Прошло пять лет...", №3 /181/). Почему напрашивается вывод о том, что мы имеем дело с организованной пиар-кампанией? Во-первых, массированное внимание к региону. Мониторинг фиксировал подобное внимание федеральных СМИ (а точнее, формирование негативного фона вокруг области) аж в 2002 году - когда на выборах в облдуму боролись "Преображение Урала" и "Единство и Отечество". Во-вторых, искусственность медиа-поводов. Большая часть сюжетов просто выпадает из повестки дня, некоторым информповодам вообще не первый год, а вообще складывается ощущение, что часть СМИ действует по принципу "и в каждом рисунке - солнце". И вот этот медиа-пул и есть в-третьих: в "притягивании за уши" отметились, в основном, Первый и Пятый каналы, Известия, структуры ИД "Ньюс медиа" - то есть СМИ, так или иначе связанные с Национальной медиа группой. Какова обычно природа подобных кампаний? Они организуются либо "за деньги", либо "по команде". Если оценить объем вышедших сюжетов и количество задействованных СМИ в денежном выражении, то понятно - на местном уровне заказчика такого уровня платежеспособности просто нет, как бы не демонизировали отдельных акторов на свердловской политической сцене. Безусловно, вторым слоем идет антимишаринская кампания в местных он-лайновых СМИ с "антикоррупционными разоблачениями", изредка прорывающимися в офф-лайновые медиа (об этом ниже). В пользу того, что кампания идет "по команде" - две детали. Во-первых, самая тяжелая артиллерия явно отрабатывает простую структуру сюжетов, ставя негатив в материалы о Путине (будем считать, что ИД "Коммерсантъ" подключился более тонкими методами). Во-вторых, в ряде случаев в регион направляются спецкорры - а ведь известно, что федеральные СМИ давно ленивы и нелюбопытны настолько, что даже за трехкратный прайс разместят материал, изготовленный по месту нахождения заказчика и, желательно, его силами, но никак не сподобятся на командировки. И главное. Психология заказчиков подобных кампаний такова, что, как бы их не убеждали в необходимости "тонкой работы", они будут требовать: "раз деньги уплочены, пусть в сюжете скажут, что "имярек - гад и сволочь". А в нашем случае, напомним, губернатор не назван впрямую нигде и ни разу. Есть ли текущие аналогии по другим регионам? Пользуясь Индексом информационного благоприятствования "Медиалогии" можно отличить такую же кампанию против губернатора Санкт-Петербурга. Но поскольку в антиматвиенковской кампании крупнейший оператор - НТВ, то достаточно вспомнить владельца телеканала, и все становится ясно и просто. Примерно такой же массив сообщений был вброшен по Кировской области. Что связывает Кировскую и Свердловскую области за последний месяц? Визиты первых лиц. Можно было бы предположить, что окружение тандема таким образом готовит глав регионов к приездам Путина или Медведева, из серии "чтобы не расслаблялись". Но в случае с Никитой Белых вброс негатива по Кировской области закончился ровно по дате поездки премьера. В случае с Мишариным все как-то сложнее. Положительное паблисити по визиту Медведева и юбилею Ельцина, а потом вдруг продолжение кампании, промежуточной точкой в которой пока можно считать освещение встречи Путина с гендиректором "Уралвагонзавода". Принято понять или догадываться о целях подобных кампаний. В данном случае очевидно, что кампания координируется административно, на высоком уровне. Поэтому пока только сам Мишарин может понять, откуда и зачем "дует ветер". Абсурдно было бы предполагать, что ведется некая медиа-подготовка к какому-то кадровому решению. Не Лужков же, да и методы куда как тоньше. Это операторы антимишаринских кампаний на местном уровне наивно могут полагать, что Кремль можно подтолкнуть подобным пиаром к чему-либо - некоторые атаки заставляют вспомнить слова экс-губернатора Росселя про "нам с вами жить в одной области". Проверка на медиа-устойчивость? На встрече с журналистами "без галстуков" Мишарина спросили - держит ли он в уме возможность своего переназначения или не переназначения на следующий срок? "Думы о том, переназначат или нет – у меня нет точно. А вот о стоящих передо мной задачах – думаю. Если вы немного знаете мою историю – я совершенно спокойно отношусь к разным назначениям", - сказал губернатор. И подчеркнул, что руководство регионом - это такой же участок работы, и он сейчас отвечает за Свердловскую область. Замечает ли руководитель региона негативные сюжеты по Свердловской области? Судя по дискуссии на той же "безгалстучной встрече" - все темы сюжетов, выходивших на федеральном ТВ, в губернаторской повестке есть, и он по ним детально разобрался. Вероятно, разобрался и в том, отчего вдруг на время Урал стал опорным краем негативных сюжетов.
|