Желание получить удовольствие - простое человеческое желание. Что касается реакции губернаторов: она вряд ли могла быть иной, потому что меры, принятые Президентом, во-первых, находятся полностью в конституционном поле, и это губернаторы очень хорошо понимают, постольку поскольку сам статус губернаторов, даже само наличие губернаторов как институтов в Конституции не прописано, это привилегия исключительно федерального законодателя и это определено федеральным законом №95. Поэтому введение любых принципов организации государственной власти субъектов федерации - это просто полномочие государственной думы, которое принимается большинством голосов. А поскольку у Президента есть право законодательной инициативы, он этим правом пользуется. То есть с точки зрения правовой, конституционной, тут никаких вопросов нет. Во-вторых, выборность губернаторов, на самом деле, опыт уже довольно большой накоплен, и сами губернаторы, и политическая элита регионов, они уже за эти годы смогли сделать для себя выводы о позитивных и негативных сторонах такого принципа. И эти негативные стороны тоже достаточно хорошо известны, в частности они заключаются в том, что в некоторых регионах, скажем, благодаря тем или иным обстоятельствам, благодаря поддержке финансово-промышленных групп, иногда приходят или могут прийти к власти люди, не подготовленные в силу тех или иных причин к управлению регионами, или будут после этого какие-то корыстные интересы. Это первое.
Второй очень важный момент, даже, может быть, более важный: в целом ряде регионов, их правда не очень много сейчас, но, тем не менее, они есть, сложилась такая тенденция, при которой действующий губернатор, избранный вполне демократическим легальным путем, постепенно из демократического лидера превращается в авторитарного. Он занимается тем, что выжигает вокруг себя все политическое пространство, теми или иными способами избавляется от потенциальных конкурентов и мешает, препятствует вырастанию новых политических лидеров. И в итоге складывается такая парадоксальная картина: демократический, вроде бы, пунктик всеобщей выборности, а выборы безальтернативны. То есть не то чтобы даже там какие-то препятствия выдвигаются для появления альтернативных кандидатов, а их просто нет, потому что предшествующая деятельность регионально-исполнительной власти привела к тому, что просто таковых кандидатов не оказалось. И таким образом всеобщие выборы превращаются в реально выборы без альтернативного кандидата. Как ни парадоксально, но эта система для ряда регионов действительно будет вносить демократическое начало, потому что естественный процесс обновления элит, естественный процесс сменяемости политических лидеров благодаря этой проблеме авторитарности был нарушен, и внутренних ресурсов у многих регионов просто нет для того, чтобы изменить ситуацию. И вот как раз введение института представления Президентом кандидатов позволит здесь ситуацию изменить.
|