Газета "Утренний Екатеринбург"
29.09.2011, 16:15

На домик в деревне

На домик в деревне Что общего у министра Максимова и обманутых строителей "Екатеринбург-ЭКСПО"
Рабочие подрядных строительных организаций, возводивших выставочный комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО», накануне должны были пикетировать здание областного правительства. Подрядчики считают, что их «подло кинул» министр инвестиций Свердловской области Михаил Максимов, курировавший возведение объекта. Чиновник якобы задолжал строителям больше миллиарда бюджетных рублей. Сам Максимов делает вид, что ни о каких деньгах не слышал. Успокаивать разгневанных подрядчиков пришлось людям олигарха Дмитрия Пумпянского. Корреспондент «УЕ», оказавшийся единственным из журналистов, попавшим на «тайную вечерю» кредиторов Михаила Максимова, выяснил, на чем строители собираются вертеть чиновника-должника и куда на самом деле подевался бюджетный миллиард.


Семь часов вечера. Офисное здание группы «Синара». В одном из кабинетов собираются мрачные мужчины. Сегодня представителям фирм-подрядчиков, возводивших выставочный комплекс «Екатеринбург-ЭКСПО», предстоит решить, как они будут выбивать деньги с областного министра инвестиций Михаила Максимова. Строители уверены, что чиновник не рассчитался с ними за выполненные работы в полном объеме. По самым скромным подсчетам собравшихся, бюджет должен им один миллиард рублей.
Интересуюсь у ближайшего соседа из числа строителей, откуда такая сумма.
– Как откуда? – удивляется седовласый мужик. – Бюджет стройки был утвержден. Мы все построили. В том числе часть работ за свои деньги сделали. Нам обещали возместить. Но денег нет до сих пор.
– Кто обещал возместить.
– Как кто? Абсалямов. Он же с Максимовым по деньгам договаривался.
Михаил Абсалямов – директор строительной компании «Русград». Это генеральный подрядчик «Екатеринбург-ЭКСПО». Именно через эту контору должны были идти все деньги, выделенные на строительство.

Общая стоимость проекта впечатляет не только любителей, но и профессионалов в деле осваивания бюджетных денег. «Екатеринбург-ЭКСПО» обошелся в семь с половиной миллиардов рублей. Из них два миллиарда выделялись напрямую из областного бюджета. 300 миллионов дал владелец группы «Синара» Дмитрий Пумпянский. Еще пять с половиной миллиардов выделил Сбербанк в качестве кредита под 11 процентов годовых. Причем залогом по этому кредиту стала государственная птицефабрика «Свердловская». Сегодня строители утверждают, что непосредственно до них дошло ровно на один миллиард рублей меньше положенного.

Стройка, которую изначально курировал министр Михаил Максимов, доставшийся губернатору Александру Мишарину в наследство от предыдущего главы региона Эдуарда Росселя, начиналась со скандала и им же заканчивается. В свое время Максимов несколько раз увеличивал стоимость строительных работ. Сначала на треть, потом на половину. Потом на него прикрикнул губернатор. Только после этого министр инвестиций несколько уменьшил аппетит.
– Где Максимов, там вечно проблемы, – громко возмущается все тот же седовласый. – Его в свое время Вексельберг из аэропорта выгнал за растрату. Там тоже деньги пропали, а Миша пучил глаза и говорил, что ничего не знает и никому ничего не должен.
– Тогда как он с таким резюме к Росселю-то попал?
Ответ услышать не удается. Охрана «Синары» замечает мой фотоаппарат, просыпается, напрягается и с криком «А как тут вообще оказались журналисты?!» тактично выводит меня из помещения. Седовласый успевает дернуть меня за рукав, сказав, чтобы дождался его внизу.
Последнее, что я слышу, спускаясь по лестнице в сопровождении двух, если честно, каких-то мелковатых охранников, – крики:
– Да на х… я вертел этого Максимова!!!

«Екатеринбург-ЭКСПО» был возведен в рекордно короткие сроки. Причем скандалы сопровождали стройку практически ежедневно. Показательно, что в большинстве из них фигурировали всего две фамилии: министра по инвестициям Максимова и главы «Русграда» Абсалямова. Сначала министр пытался оттереть свата вице-мэра Екатеринбурга Владимира Тунгусова (сын Абсалямова женат на дочери вице-мэра) от проекта. Потом вообще отказался оплачивать часть выполненных работ. Примечательно, что отношения Максимов и Абсалямов выясняли через средства массовой информации. Так что за бардаком во время строительства главного имиджевого проекта губернатора Мишарина с увлечением следила вся страна от Чукотки до Калининграда. В этом смысле крайним, благодаря Михаилу Максимову, оказался глава региона. В общем, хотели как лучше, а получилось опять по-максимовски.

Министр по инвестициям даже собирался подать в отставку, но начальство его не отпустило. В резиденции, видимо, решили, что расхлебывать кашу должен тот, кто ее заварил. К моменту открытия выставки «Иннопром» скандалы вокруг выставочного центра на время поутихли. Но как только многочисленные гости разъехались по домам, они вспыхнули вновь.

Летом владелец генерального подрядчика стройки компании «Русград» господин Абсалямов изобразил попытку рейдерского захвата компании. Причем сделал он это сразу после того, как прокуратура заинтересовалась, как именно были потрачены бюджетные миллиарды. От «мнимых» рейдеров и прокуратуры строитель Абсалямов в итоге отбился. Но тут же возникла проблема с министром Максимовым.

Выяснилось, что в процессе неоднократного завышения смет на возведение выставочного центра загадочным образом испарились более миллиарда рублей. Получилось, что из-за бардака в документах и кипучей деятельности министра по инвестициям строители работали по одной смете, а он распределял бюджетные деньги по другой. Разница всплыла только после завершения всех работ.

Кроме того, площадь введенных в строй павильонов Михаил Максимов оценил в 50 000 квадратных метров. А генподрядчик Абсалямов уверен, что построил 93 тысячи. В общем, встретились два хитрых друга. Один построил объект в 50 тысяч метров за шесть миллиардов рублей, другой возвел тот же самый центр за семь миллиардов. Правда, и получился он в два раза объемнее. Мудрый сват Тунгусова посчитал все: и подсобные помещения, и бытовки, и автопарковки. Правда, не менее мудрый Михаил Максимов образовавшийся долг не признал и в абсалямовскую геометрию не поверил. Вопрос, кто из двух приятелей плохо учил математику в школе, пока остался открытым.

Пока большие пацаны считают, рядовые строители собираются пикетировать здание областного правительства. Спустя полтора часа у подъезда административного здания «Синары» появляется долгожданный седовласый. Сразу говорит, чтоб ни фамилию, ни его должность я в материале не упоминал.
– Не будет никакого пикета и митинга.
– Почему? Договорились?
– Нет. Максимов уперся. Просто решили, что голодная толпа с транспарантами перед правительством ударит-то не по Максимову, а по губернатору. А к нему у нас претензий нет. Деньги-то не он отжал.
– В смысле – отжал?
– В смысле украл. Вы новый дом нашего главного по инвестициям видели?
– Нет.
– Многое потеряли. Я вам адрес дам. 74 миллиона «хибарка» стоит. Начал Миша его строить, как только было принято решение о строительстве экспоцентра, а закончил совсем недавно.
– И что теперь?
– А черт его знает. Мише-то все равно. С такими деньгами человек не пропадет.


На следующий день выясняется, что 74 миллиона – это стоимость министерского дома в элитном поселке Карасьеозерский без отделки и обстановки. Так что сумму можно смело умножать на два. Или на три. Человек, который «потерял» в бумагах один миллиард, вполне себе может это позволить.

Подрядчики «Екатеринбург-ЭКСПО» на заявленный митинг действительно не вышли. Да и, скорее всего, не выйдут. Любая претензия к министру мгновенно превращается в претензию к власти в целом. Должность у Михаила Максимова такая. Сколько бы ни украл на домик в деревне – виноват будет начальник, а расплачиваться будут налогоплательщики.

Перепечатано (с) Газета "Утренний Екатеринбург" №50 от 29 сентября 2011 г. Автор: Денис Владимиров

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024